Маргарита Бушманова
Игры с магнитной гусеницей
▼ Скачать + Заказать документы
Однажды в книжном магазине я нашла книгу Э. Карла «Очень голодная гусеница», которая отлично подходит для развивающих занятий. Её материал можно не только рассматривать, изучать, но и использовать как игру.
Некоторые идеи из этой книги я решила реализовать в своей работе, затронув тему ароматов.
Наука, которая изучает запахи, называется одорология. Известно, что приятные запахи повышают работоспособность, улучшают зрение, повышают температуру тела, а неприятные – ухудшают слух. Это удивительно, но магическое число 7 коснулось и ароматов: главных запахов-семь, как и семь нот, семь дней недели. Все ароматы образуются путём смешения семи главных запахов. Ботаники насчитывают примерно 500 запахов у цветов. «Душистая» тема прекрасно переводится на музыкальный язык: композиция парфюмерных ароматов имеет свой тембр, складывается из нот, аккордов, мелодий.
Публикация «Игры с магнитной гусеницей» размещена в разделах
- Гусеница. Игры, дидактические пособия
- Гусеницы и червячки
- Игры для детей
- Игры с магнитами
- Насекомые. Игры, дидактические пособия
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Как оказалось, жители мегаполисов не воспринимают 70 процентов городских запахов. Поэтому необходимо чаще бывать на природе для оздоровления, очищения и восстановления энергии. Когда человек вдыхает «природные витамины», он получает информацию от всех органов чувств. Люди обретают гармонию и спокойствие, а природные запахи способствуют этому. Ощущения от аромата надолго остаются в памяти, особенно, если они были связаны с приятными событиями. Несмотря на то, что аромат – это самая таинственная, ускользающая субстанция, которая сложно поддается описанию словами, упражнения в распознавании запаха, его запоминании, а потом в выражении словами, проводить с детьми необходимо, особенно находясь на природе.
Многие дети часто не используют в своей речи прилагательные, или ограничиваются описанием величины, цвета и формы объекта. Более того, они заменяют словами «большой-маленький» многие понятия при описании размера предмета, не называют оттенки цвета.
Описание словами запаха сводится к эмоциональной оценке «нравится – не нравится», так как обонятельные ощущения субъективны. Часто это становится непосильной задачей не только для детей, но и для взрослых: все слова меркнут перед загадкой ароматов.
И, тем не менее, мы попробуем научиться говорить о запахах.
Цель занятий:
• развитие восприятия через обоняние,
• обогащение словарного запаса, знакомство с новыми словами,
• подбор синонимов и антонимов,
• работа над словообразованием,
• закрепление пространственных понятий,
• составление описательного рассказа,
• развитие внимания и памяти.
Подготовка к занятиям:
Берём магнитную доску, кружки с магнитом и наклеиваем картинки с изображением фруктов, ягод и цветов, встречающихся на заранее сделанном коллаже, картах с картинками по этим лексическим темам и делаем карту с «окошками». Составляем схему описательного рассказа. Приносим на занятие несколько фруктов, ягод и цветов. Для того, чтобы этот эксперимент не вызвал отрицательных последствий, наполняем баночки шампунем и гелем для душа с определённым ароматом. Уточняем у родителей, есть ли у ребёнка аллергические реакции на запах.
Первый этап: ознакомление с материалом темы и обучение.
Ребёнок вдыхает аромат из баночки и описывает свои ощущения: приятный-неприятный запах.
Ребёнок рассматривает растения, разложенные на столе, и называет запахи из душистых баночек: апельсиновый, персиковый, розовый, яблочный или клубничный. Затем он говорит, какой это аромат: ягодный, фруктовый, цветочный.
Логопед помогает ребёнку подобрать антонимическую пару при сравнении запахов.
• Сильный – слабый.
• Резкий – нежный
• Крепкий – лёгкий
• Сладковатый – горьковатый
• Тёплый – прохладный
Он помогает выстроить синонимический ряд:
• Сильный, резкий, крепкий запах.
• Слабый, нежный, лёгкий.
• Прохладный, свежий.
Затем логопед знакомит с новыми «пахучими» словами – пряный, душистый, яркий, тонкий, острый, густой – и подсказывает, к какому аромату они относятся.
Второй этап: закрепление новой лексики в игре.
• Выбери баночку с названным ароматом.
• Выбери баночки с фруктовым, ягодным или цветочным запахом.
• Выбери баночку с сильным, с нежным, со сладковатым, с пряным или свежим ароматом.
Обязательным условием запоминания слов является последующее повторение вслух ребёнком прилагательных, обозначающих запах.
• Опиши запах из баночки по схеме из серии картинок.
Примерное описание ароматов.
Персик: персиковый, фруктовый, сильный, сладковатый, тёплый.
Клубника: клубничный, ягодный, тонкий, сладковатый, тёплый.
Роза: розовый, цветочный, нежный, сладковатый, свежий.
Яблоко: яблочный, фруктовый, яркий, пряный, прохладный.
Апельсин: апельсиновый, фруктовый, острый, горьковатый, свежий.
• Придумай описательную загадку.
Игры с магнитной гусеницей и душистыми баночками
• Логопед просит запомнить серию из 2, 3 запахов душистых баночек и выложить гусеницу из кружков- магнитов, учитывая предложенную последовательность.
• Если ребёнок справляется с этим заданием, то логопед увеличивает количество душистых баночек до 4, 5. Он предлагает ребёнку запомнить эти ароматы, и выкладывает магнитную гусеницу из 3 элементов. Ребёнок называет, какой запах отсутствует в этой серии, выбирая магниты с картинками, или, называя аромат растений, изображённых на картах.
• В следующем задании ребёнок описывает словами путь гусеницы, опираясь на схему передвижения к растению, и, используя пространственные понятия «вверх, направо» и т. п. Затем находит душистую баночку с ароматом этого растения.
• Логопед даёт вдохнуть аромат из душистой баночки, а ребёнок называет, какой аромат пленил гусеницу, и сравнивает свой ответ с изображением, открывая «окошко» на листе, который лежит сверху карты с цветами. Аналогичное задание проводится с ягодными и фруктовыми ароматами.
На мой взгляд, «душистую» тему надо обязательно использовать в целях развития ребёнка, так как по словам Р. Киплинга «запахи скорее, нежели звуки или образы, заставляют звучать струны нашего сердца».