Светлана Шевченко
Игры по экологии средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Игры экологического содержания
для детей дошкольного возраста
«Птицы в природе»
Дидактическая задача. Развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев,-- экологическую пирамидку; объяснить, к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы.
Материал и оборудование. Кубики с изображением солнца, земли, воды, деревьев (сосна, рябина, дуб, береза, цветов, бабочек, комаров, мошек, лягушек, рыб, птиц (снегирь, цапля, дятел, синица, курица).
Игровые действия.
Темочки:
Первый вариант. Дети составляют элементарные экологические пирамидки из трех-четырех звеньев к птице, названной воспитателем.
Второй вариант. Воспитатель сам составляет пирамидку и сознательно пропускает некоторые необходимые звенья. Дети должны найти «ошибку», исправить и объяснить, почему они так считают.
Ход игры. Первый вариант.
Воспитатель (ставит на стол кубик, на котором нарисован дятел). Где живет дятел?
Дети. В лесу на дереве (находят кубики с изображением большого дерева и выставляют их на стол).
Воспитатель. Что нужно дереву, чтобы оно росло? Выберите необходимые кубики и определите их место в пирамидке.
Дети находят соответствующие кубики, изображающие землю, воду, солнце, и ставят их у основания пирамидки под кубиками с изображением деревьев.
Воспитатель. Чем питается дятел? Выберите ему корм и определите его место в пирамидке.
Дети находят кубики с изображением червячков, шишек хвойных и ставят их над деревьями. Объясняют, почему они так сделали.
Воспитатель. А где мы поставим кубик с картинкой дятла?
Дети. Над деревьями, потому что дятел питается червячками, которые находятся за корой деревьев, семенами из шишек и сам живет на дереве, а земля, вода и солнце нужны дереву для роста.
Воспитатель. Теперь составьте сами пирамидки, соответствующие жизни в природе цапли, снегиря и др.
Во время выполнения задания воспитатель исправляет ошибки детей и. объясняет их.
Ход игры. Второй вариант.
Педагог составляет экологическую пирамидку, связанную с дятлом, но не включает кубик с картинкой, изображающий воду.
Воспитатель. Что я не вставила в пирамидку? Что в ней отсутствует? Как вы думаете, что случится с дятлом, если исчезнет вода?
Дети. Без воды не смогут расти деревья, и дятлу негде будет жить, нечего будет есть.
Аналогично составляются пирамидки, в которых не хватает какого-либо кубика. Дети вместе с воспитателем определяют условия, необходимые для жизни данной птицы.
«Угадай правило»
Дидактическая задача. Описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия.
Материал и оборудование. Рисунки с графическим изображением правил (их содержание зависит от задач, решаемых педагогом на занятии). Приведем примеры.
Рис. 1. Береги муравейники. Помни, муравьи -- санитары леса!
Рис. 2. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнезд!
Рис. 3. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!
Рис. 4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения!
Рис. 5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе!
Рис. 6. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!
Рис. 7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
Рис. 8. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников!
Рис. 9. Не разжигай костер. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!
Рис. 10. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детенышей зверей! В природе о них заботятся взрослые животные.
Игровое действие. Воспитатель показывает этикетку, а дети своими словами передают смысл правила.
«Выбери правильно дорогу»
Дидактическая задача. Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах).
Материал и оборудование. Картинка, на которой изображены лесные тропинки. По краям тропинок расставлены этикетки с правилами поведения в лесу.
Игровое действие.
Ребенок должен определить, по какой тропинке он пойдет, и обосновать свой выбор.
Ход игры. Первый вариант.
Если пройти по первой тропинке, можно наступить на муравьев (изображен муравейник).
По второй, узкой тропинке тоже нельзя идти -- между деревьями паук сплел свою паутину.
На третьей тропинке змея с детенышами греется на солнышке.
Возле четвертой тропинки растет кустарник, а на нем -- гнездо с птенчиками. Здесь можно пройти, но очень тихо.
Ход игры. Второй вариант.
На первой тропинке -- тлеющий большой костер. На остальных те же знаки, что и в первом варианте. Дети, обосновав свои ответы, приходят к выводу, что надо идти по первой тропинке, но сначала потушить костер.