МААМ-картинки

Формирование волевой регуляции детей 6–7 лет посредством игр и упражнений в структуре личностной готовности к школе

Марина Кайсина
Формирование волевой регуляции детей 6–7 лет посредством игр и упражнений в структуре личностной готовности к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема организации эффективной работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста к предстоящему обучению не нова. При этом неизбежно встаёт вопрос о результативности выбранного пути. В исследованиях многих учёных (М. И. Лисиной, Л. И. Божович) составляющие личностной готовности к школе охватывают три основные сферы жизненных отношений ребенка [1]. Во-первых, это отношения с окружающими взрослыми. Важнейшим компонентом в них является произвольность – способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, понимать условность учебных ситуаций, принимать взрослого в новом качестве — в качестве педагога. Во-вторых, это взаимоотношения со сверстниками, характеризующиеся появлением кооперативно-соревновательного типа общения, которое начинает формироваться еще в игре (особенно в игре с правилами). В-третьих, это отношение ребенка к самому себе.

Публикация «Формирование волевой регуляции детей 6–7 лет посредством игр и упражнений в структуре личностной готовности к школе» размещена в разделах

Способность к волевой регуляции собственных действий является одним из новообразований старшего дошкольного возраста. Не смотря на это, педагоги отмечают тенденцию к появлению у большинства старших дошкольников признаков импульсивности, несдержанности, сохраняющихся до момента выпуска из детского сада. Результаты диагностирования детей подготовительной группы выявили низкую способность детей к саморегуляции даже в ходе игровой деятельности (у 60% детей были признаки импульсивного поведения). Поэтому возникла идея включить задачу по формированию способности к саморегуляции собственных действий детьми в программу работы по подготовке детей к школе.

В связи с актуальностью проблемы поставлена цель – формировать произвольное поведение детей с помощью игровых методов и приёмов, развивать осознанное отношение дошкольников к достижению поставленной цели, способствовать интеграции полученных умений в другие виды деятельности.

Выдвинуты задачи.

1. Научить дошкольников осознанному самоконтролю в ходе «волевых игр».

2. Учить анализировать собственное участие в игре.

3. Дать знания о школьных правилах.

На протяжении 6 лет велась поэтапная работа по данному направлению в детских садах посёлка Вахруши (МКДОУ д/с №7, МКДОУ д/с №6) Слободского района Кировской области.

1) Начальный этап работы – исследование уровня развития произвольности у детей – это наблюдение (приложение №1) их поведения в повседневной деятельности (режимных моментах, на прогулке, занятиях, беседа с воспитателями группы, родителями (приложение №2).

2) Основной этап работы – формирование произвольных моделей поведения в ходе игр и упражнений. Дошкольники с признаками импульсивного поведения не выделялись в особую группу, а занимались со всеми детьми вместе, что помогало им «тянуться» за «нормой». «Волевые игры» проводились после слушания сказки [2,3,4], способствующей лучшему осознанию необходимости самоконтроля в разных жизненных ситуациях, а также мотивирующей на проверку собственной сдержанности, силы воли в играх и упражнениях. В одно занятие включалось не более двух игр, одна из которых имела подвижный характер, другая – пассивный. Обязательным условием по итогам каждой игры являлась рефлексия, которая помогала детям осознать степень достижения цели. Причём, каждый ребёнок самостоятельно анализировал себя (без комментариев взрослого).

ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ.

Сова. Дети сами выбирают водящего — «сову», которая садится в «гнездо» (на стул) и «спит». В течение «дня» дети двигаются. Затем ведущий командует: «Ночь!» Дети замирают, а сова открывает глаза и начинает ловить. Кто из играющих пошевелится или рассмеется, выходит из игры (того сова «съела») [2].

Тыкалки. Взрослый проходит за спинами детей и легко щекочет каждого. Детям необходимо сохранить неподвижность и не рассмеяться. [4].

Черепашки. По сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене. Побеждает тот, кто оказался последним. [5].

Наоборот. Ведущий показывает различные движения (руки вверх, вправо и т. д., а остальные изображают движения, только с точностью до «наоборот» (руки вниз, влево и т. д.). [7].

Найди и промолчи. Детям необходимо, передвигаясь по комнате, найти спрятанный мяч и вернуться на своё место. Запрещено показывать мяч, говорить кому-то, или брать его в руки.

Смотри на мячик. Детям предлагается скучное задание: в течение 1 минуты внимательно рассматривать мячик, не отводя от него взгляда. Ребёнок, посмотревший в другую точку, садится на своё место, считаясь проигравшим.

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ.

Горка спичек. Перед ребёнком вываливается коробок спичек в одну кучку. Предлагается по - очереди вытаскивать по одной спичке, чтобы не сдвинулись остальные (в игру могут играть до 6 детей).

5 спичек. Перед ребёнком на столе лежат пять спичек одна под другой. Первую спичку необходимо поднять со стола двумя большими пальцами, вторую – двумя указательными, третью – двумя средними. Затем четвертую – безымянными пальцами, пятую – двумя мизинцами. В конце необходимо удержать все поднятые спички в течение 10 секунд.

ВЕРБАЛЬНЫЕ ИГРЫ.

Хочукалки. Ведущий кончиком карандаша медленно рисует в воздухе какую-нибудь известную детям букву. Детям предлагается угадать букву, но не закричать тут же правильный ответ, а преодолев своё «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и ответ прошептать [4].

Якалки. Ведущий загадывает лёгкие загадки, дети, отгадав загадку, сигналят ведущему поднятой рукой. Отвечает тот ребёнок, которого назовёт ведущий. Можно усложнить задачу, введя сигнал для ведущего (поднимать руку детям только после сигнала ведущего, например, поднятой карточки).

«Да» и «Нет» не говорите. По ходу игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» или «нет». [6].

Шепотком. Игра в вопросы, ответ на которые дети уже знают Задача дошкольников – ответить на вопрос хором только после сигнала ведущего (поднятая красная карточка) и только шёпотом.

3) Заключительный этап – итоговая диагностика уровня развития произвольности детей. В результате проведённой работы по формированию волевой регуляции дети 6-7 лет научились осознанно относиться к поставленной педагогом задаче, сосредотачиваться на задании, выслушивать инструкцию данную педагогом, не перебивать сверстников; соблюдать правила игры; расширили запас знаний о школьных традициях и законах. Результаты исследования после проведё нной развивающей работы: признаки импульсивного поведения в играх детей отсутствуют.

Приложение №1. Схема наблюдения за признаками импульсивного поведения детей [8].

Схема наблюдений за импульсивным ребенком:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

Приложение №2. Вопросы анкеты для воспитателя и родителей по оценке признаков импульсивного поведения у детей [8].

Импульсивный ребенок

1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).

2. У него часто меняется настроение.

3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

5. Обидчив, но не злопамятен.

6. Часто чувствуется, что ему все надоело.

7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.

8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9. Нередко отвлекается на занятиях.

10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.

11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.

12. Может нагрубить родителям, воспитателю.

13. Временами кажется, что он переполнен энергией.

14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.

16. В играх не подчиняется общим правилам.

17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.

18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

19. Любит организовывать и предводительствовать.

20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Список используемой литературы.

1. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб. : Питер, 2004. – 208с.

2. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников»/Н. Ю. Куражева и др. -СПб. : Реч, 2014 – 208с.

3. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему «Я» : Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. -4е изд- М. : Генезис, 2011.- 175с.

4. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. – М. :Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001

5. Сиротюк А. \ Дошкольное воспитание, №8, 2007, стр. 44-50.

6. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. —— М. : Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с.

7. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб. : Речь, 2004. – 400с.

8. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М. : Генезис, СПб, Речь, 2006г., 192с.

Публикации по теме:

Презентация «Мониторинг готовности старших дошкольников к обучению в школе» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется.

Презентация на тему «Приобщение к занятиям спортом старших дошкольников в ДОУ и семье» Уважаемые коллеги! Проблема спортивного воспитания детей дошкольного возраста многие десятилетия оставалась без должного внимания, поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование волевой регуляции детей 6–7 лет посредством игр и упражнений в структуре личностной готовности к школе
Опубликовано: 1 апреля 2014 в 10:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование волевой регуляции детей 6–7 лет посредством игр и упражнений в структуре личностной готовности к школе» (включая файлы) размещена пользователем Марина Кайсина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД