Гузелия Ахматьянова
Игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В ней заложены огромные возможности для развития мышления детей.
Используя различные игры и упражнения в своей работе, я смогу исправить проблемы знаний у детей
Я разделила игры на несколько групп :
1 Игры с цифрами и числами;
2 Игры путешествия во времени;
3 Игры на ориентировки в пространстве;
4 Игры с геометрическими фигурами;
5 Игры на логическое мышления;
Публикация «Игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2013
6 Игры на закрепления понятий длина, высота, ширина.
Как в старшей, так и в подготовительной группах учу детей счёту в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Использую сказочный сюжет, дидактические игры, игровые упражнения, знакомила детей с образованием всех чисел в пределах 10, путём сравнивания равных и неравных групп предметов.
Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот неравенство в равенство.
Играя в такие игры как : ,Какой цифры не стало?”, ,Сколько?”, ,Путаница”, ,Исправь ошибку”, ,Назови соседей”, дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Такие игры как : ,Задумай число”, ,Число, как тебя зовут?”, ,Кто первый назовёт, какой игрушки не стало?” и многие другие использую на занятиях, в свободное время, с целью развития внимания, памяти, мышления.
Игра,Считай, не ошибись”, помогает усвоения порядка следования чисел натурального ряда, упражняя в прямом и обратном счёте. В игре использую мяч. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участия. Такие разнообразные игры, упражнения, помогают усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счёта помогают таблицы, со сказочными героями. Например идём в гости к Вини-Пуху. ,Кто первый?”, ,Кто второй?”, ,Кто последний?” и т. д. Создаётся атмосфера доброжелательности, комфортности.
Знакомя детей с днями недели, объясняю, что каждый день недели имеет своё название. Для того чтобы дети лучше запоминали мы стали обозначать их кружками разного цвета. Взяли за основу 7 цветов спектра радуги. Это было сделано для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Понедельник-1 день после окончания недели, вторник-второй, среда-серединка, четверг-четвёртый день, пятница-пятый день, суббота и воскресенье- выходные дни. После такой беседы я предлагаю различные игры с целью закрепления. (,Живая неделя”, делаю усложнение, предлагая детям строиться с любого другого дня недели. ,Назови скорее”, ,назови пропущенное слово”, ,круглый год”, ,12 месяцев”, которые помогают быстро запоминать названия дней недели и месяцев, их последовательность).
Пространственные представления детей постепенно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают простыми представлениями : слева, справа, вверху, внизу, вперед, назад, далеко, близко.
Я представила перед собой задачу, научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задание типа: встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади Дима. При помощи игр и упражнений дети овладевают умением определять, словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. В начале каждого занятия проводила игровую минутку: любую игрушку прятала где-то в комнате, а дети ее находили, или выбирала ребенка и прятала игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Это вызвало интерес у детей и организовало их на занятие. Выполняя задание по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше применялись предметные игры с появлением кого либо сказочного героя. Например, игра, найти игрушку” -, ночью, когда в группе никого не было - говорю детям, -, к нам прилетала синичка-“зинька” и принесла в подарок игрушки. Она любит шутить, поэтому и спрятала игрушки, а в письме написала, как их можно найти”. Распечатала конверт, читаю: и,надо встать перед столом воспитателя, и пройти три шага и т. д. ”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, когда дети стали хорошо ориентироваться, задание для них усложнила – то есть в письме было не написано нахождение игрушки, только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок детей: ,найди похожую ”,, расскажи про свой узор”,, мастерская ковров”, ,художник ”,, путешествие по комнате” и многие другие игры. Играя с детьми я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.
Для закрепления знаний в форме геометрических фигур, предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата, прямоугольника.
Например, спрашиваю: какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? (поверхность крышки стола, лист бумаги и т. д.).
Проводила игру типа, лото ”. Детям предлагала картинки (по 3-4 шт. на каждого, на которых они отыскивали фигуру, подобную той, которую я демонстрировала.
Затем предлагала детям назвать и рассказать, что они нашли. Давала детям. Сначала простые предложения, а затем более сложные. Опираясь на полученные ранее знания, знакомила детей с понятием, ромб”.
При этом использовала имеющиеся у дошкольников представления о квадрате. В дальнейшем давала задание нарисовать на листе бумаги разные четырехугольники, нарисовать четырехугольники у которых все стороны равны, и сказать как они называются, сложить четырехугольник из двух равных треугольников и многое другое.
В своей работе использую множество игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей и их возраста. Например, такие как:
,найди такой же узор”, ,сложи квадрат ”, ,каждую фигуру на свое место ”,, подбери по форме”, ,чудесный мешочек ”, ,кто больше назовет ”.
Дидактическую игру,геометрическая мозаика ” использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.
Перед началом игры детей делю на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даю задание разной сложности. Например:
а) составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу);
б) работа по условию (собрать фигуру человека – девочка в платье);
в) работа по собственному замыслу (просто человека).
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о прядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
К каждому занятию стараюсь изготовить новую интересную таблицу. А некоторые таблицы использовала несколько раз, но давала уже более сложные задания, различные по цвету, форме и величине. Задание такого характера:
Назови самый большой треугольник?
Какого цвета самая маленькая фигура?
Назовите все квадраты, начиная с самого маленького и т. п.
Такие же задания дети выполняют в свободное от занятий время, только геометрические фигуры были разложены на столе и на полу. Использование игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому в дальнейшем буду продолжать использовать в своей работе различные игры и упражнения, пополняя свою картотеку.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, то есть формируются умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение, и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры, найдите нестандартную фигуру”,, чем отличаются? ”, ,мельница ”и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
С целью развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения. Это задание на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур.
Детям предлагала продолжить ряд и найти пропущенный элемент. Кроме того давала задание такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадрата, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю.
Предлагаю выполнить задание. В котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. В дальнейшем перешла на отвлеченные предметы, детей очень увлекают игры типа : ,кого не хватает?”
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображения по образцу, они радуются своим результатам, и стремятся выполнить задание еще лучше.
Немаловажное место занимают игры на сравнение предметов по длине, ширине, высоте. Дети с удовольствием играют в игры :, найдите отличия”,, измерь длину с помощью шагов”,, лыжные гонки”,, сравни по высоте”,, что шире?”,, что длиннее?”, это позволяет сравнивать произвольное внимание, мыслительные операции, речь, закрепить понятия высота, ширина, длина, умение измерять с помощью различных мерок, закрепления счетных умений, наблюдательности, зрительной памяти.
Для закрепления знаний, я даю детям домашнее задание. Например: ,собери буквы ”, ,найди ошибку ”,, какие цифры потерялись” и т. п.
Дети стараются выполнять правильно, без ошибок, чтобы получить веселое солнышко, а не хмурую тучку с дождиком.