Вахлова Татьяна
Игры на развитие памяти
▼ Скачать + Заказать документы
Память развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослым. Без участия памяти ребенок не сможет ни играть, ни разговаривать, ни взаимодействовать с предметами.
Публикация «Игры на развитие памяти» размещена в разделах
- Игры для детей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Важнейшим условием для развития памяти являются специальные усилия ребенка – что-то запомнить для того, чтобы потом припомнить. Формирование у детей готовности к направленному, намеренному запоминанию.
Музыкальные игры способствуют развитию и активизации зрительной, слуховой, двигательной, речевой памяти и помогают детям проявлять себя разнообразно не только в видах музыкальной деятельности, но и в различных формах познавательной деятельности. Эмоциональное восприятие музыкальных образов вызывает отклик, который проявляется в мимике, движениях, жестах, речи, желании действовать. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувства радости, удовлетворения.
«Бабочки»
Цель. Развивать зрительную, слуховую память, учить запоминать последовательность выполнения действий в задании.
Оборудование. Бумажные цветы красного, синего, желтого, белого цвета.
Ход игры. Перед игрой детям дается установка на запоминание выполнения последовательных действий. Под музыку «Вальса» В. Беккер «Лесная сказка» дети изображают летящих бабочек. В конце первого предложения «бабочки» садятся на красный цветок, в конце второго – на желтый, в конце третьего – на синий, в конце четвертого – на белый. Игра повторяется несколько раз. Для активизации зрительного внимания последовательность действий изменяется.
«Повтори ритм»
Цель. Развивать ритмический слух, память, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.
Ход игры. Дети стоят в кругу лицом к педагогу, который с помощью рифмованного текста создает установку на зрительное и слуховое запоминание. «Глазки, глазки, вы смотрите, все запоминайте. Ножки, ножки, все за мною дружно повторяйте». Педагог под музыку «Гопака» М. Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка» показывает ногами ритмический рисунок, притопывая на одном месте на первую фразу. На вторую – дети повторяют движения в нужном ритме. Движения педагога и детей чередуются по фразам. Освоив ритм, дети могут передавать его хлопками.
«Смотри и повтори»
Цель. Развивать зрительную и двигательную память.
Ход игры. Дети стоят в 3 колоннах лицом к педагогу. Под музыку «Победитель» С. Джоплина детям показывают первый элемент движений на 1 такт. Дети 1 колонны повторяют его на 2 такт, дети 2 колонны – на 3 такт, дети 3 колонны – на 4 такт. Ритмическая последовательность выполнения движений способствует выработке быстроты реакции на повторение. Двигательные элементы могут быть хореографического и физкультурного характера.
«Жуки»
Цель. Учить запоминанию и удержанию в памяти игрового правила в течение всей игры.
Ход игры. Дети рассчитываются по порядку и свободно встают по всему залу. Они двигаются легким бегом по одному, изображая жуков, услышав свой порядковый номер, и заканчивают бег, услышав другой.
«Картина оживает»
Цель. Учить составлять «ритмический рассказ».
Оборудование. Картины художников.
Ход игры. Дети рассматривают картину Б. М. Кустодиева «Масленица», определяют, кого и что они будут изображать. Перед слушанием музыки и имитацией движений им дается стихотворная установка на запоминание. «Чтоб картинку оживить – всем внимательными быть. Роли мы распределим, все сейчас изобразим». Прослушав музыку П. И. Чайковского «Масленица» из фортепианного цикла «Времена года», дети определяют характер отдельных музыкальных фрагментов, соответствующих содержанию картины. Творческие задания выполняются коллективно, подгруппами и индивидуально. Одна часть детей изображает катание на лошадях, другая – катание на санках с горки, третья – игру в снежки, четвертая – полет птицы, пятая – музыкантов-скоморохов.
В соответствии с характером музыки действия распределяются следующим образом:
1 – 26 т. – «Музыканты-скоморохи» создают праздничное настроение.
27 – 34 т. – имитация катания на санках.
35 – 58 т. – имитация катания на лошадях.
59 – 66 т. – игра музыкантов.
67 – 84 т. – игра в снежки.
85 – 116 т. – ребенок солист играет на воображаемой гармонике, остальные его слушают.
117 – 130 т. – полет птиц.
131 – 138 т. – игра музыкантов.
139 – 153 т. – «Катание на лошадях всех детей».
154 – 170 т. – дети расходятся с праздника.
Составлять «ритмические рассказы» следует с одного-двух образных действий, затем увеличивать их количество.
«Венок»
Цель. Развивать зрительную и слуховую память.
Ход игры. Дети стоят по кругу. Педагог предлагает запомнить стоящих рядом. На звучание русской плясовой мелодии четким ритмом педагог называет детей по именам. Услышав свое имя, ребенок кладет правую руку на левое плечо рядом стоящего участника игры. Второй ребенок, услышав свое имя, кладет правую руку на плечо следующему и так далее. При выполнении движений в левую сторону дети сами называют свое имя с ударением на первом слоге и протягивают левую руку на правое плечо стоящего рядом. Игра будет окончена, когда дети руками «сплетут венок».
«Мышки»
Цель. Развивать наглядно-образную память.
Ход игры. Дети-«мышки» сидят в «норках», в разных местах зала. Педагог – «мама-мышь» учит их подкрадываться к кошке, показывая характер движения и сопровождая текстом. «Мышки, тихо вы сидите! По порядку буду звать. Осторожно выходите, и прошу вас, не пищать». «Кошка»-ребенок сидит в стороне, будто спит. Звучит пьеса С. Смита «Тарантелла». На четыре отрывистых звука педагог по порядку указывает на первых четырех детей, которые бегут к ней на плавное звучание восьмых длительностей. На последующие четыре отрывистых звука 2 и 3 предложений подбегают другие четверки детей. На 4 предложение «мышки» подбегают к «кошке» и будят ее. С окончанием музыки они убегают от «кошки».
«Шарики летят»
Цель. Учить детей выполнять действие по индивидуальному речевому сигналу (порядковые числительные в пределах 10).
Ход игры. Перед игрой дети запоминают свой порядковый номер. Звучит музыка Д. Левидова «Этюд». На сильную долю четырехдольного такта педагог называет числа по порядку от 1 до 8. Услышав свои числа, дети легко бегают, изображая летящие по воздуху шарики. К одним детям присоединяются другие. С окончанием музыки игроки приседают – «шарики сдулись». Когда игра будет освоена детьми, называйте числа в любом порядке для активизации процесса запоминания.
«Снежки»
Цель. Учить выполнять движения под словесную команду, состоящую из 3 действий.
Ход игры. Дети стоят в кругу левым боком к центру. Левая нога слегка выставлена вперед, правая – чуть сзади. Педагог вместе с детьми произносит слова. «Мы в снежки играем смело, лепим быстро и умело. Мы научим всех играть: брать снежок, лепить, бросать». Последние слова являются заданием для выполнения игровых действий, под ритмичную музыку подвижного характера. Заданная последовательность действий повторяется 4 или 8 раз.
«Непослушный тигр»
Цель. Развивать слуховую память, двигательно-слуховую координацию.
Ход игры. Дети слушают песню и запоминают последовательность действий тигра. При повторенном слушании песня инсценируется.
1. Тигр из цирка убежал
И по городу гулял,
Долго-долго он бродил,
Не осталось больше сил.
2. У автобуса он встал
И проехать не давал,
На водителя глядел,
У входных дверей присел.
3. Лапкой в дверь тигр постучал,
Тихо-тихо зарычал:
«Вы скорей меня пустите,
Выступать в цирк отвезите.
4. В цирке музыка и смех,
Клоун Винтик для потех,
С ним мы зрителей смешим,
На представленье поспешим?»
«Прыг, прыг, скок»
Цель. Развивать ритмическую память, метрическое чувство.
Ход игры. Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом идут по кругу на 1 и 2 предложение чешской народной песни. На 3 предложение они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед. До кого «зайчик» допрыгнет, тот становится на его место в центре круга. Игра продолжается. «что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь? Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок».
«Найди куклу»
Цель. Учить ориентироваться в пространстве, развивать наблюдательность.
Оборудование. Кукла.
Ход игры. Педагог держит в руках куклу и просит детей запомнить место, с которого будет начинаться игра. Под мелодию русской народной песни «Как пошли наши подружки» дети расходятся по залу спокойным шагом вместе с педагогом. С окончанием музыки они должны остановиться и повернуться в ту сторону, где находилась кукла, молча, не разговаривая. Каждый раз игра начинается с нового места, чтобы активизировать зрительную память и развить наблюдательность. Дети, которые словами называют исходное место, из игры выбывают.
«Догони»
Цель. Развивать ритмическую память и воспроизводить ритмический рисунок мотива и фразы.
Ход игры. Дети делятся на 2 команды: одна убегает, другая догоняет. Обе команды двигаются змейкой легким бегом: 1 команда – на четные музыкальные построения, вторая – на нечетные под музыку А. Салина «Этюд».