Марианна Валерьевна Проскурня
Игры на активизацию словаря
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на активизацию словаря
Кем (чем) был?
Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.
Корова была телёнком
Бабочка была гусеницей
Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом
Лёд был водой и т. д.
«Отгадай, что это»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Публикация «Игры на активизацию словаря» размещена в разделах
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
«Что для чего»
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
хлеб – в хлебнице,
сахар – в сахарнице,
конфеты – в конфетнице,
мыло – в мыльнице,
перец - в перечнице,
салат – в салатнице, суп – в супнице, соус - в соуснице и т. д.
«Как можно…»
Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно)
«Угощаю»
Предлагаете вспомнить вкусные слова : - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «солёные», «горькие» слова.
«Ищем слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? (из борща- картошка, капуста, лук, томат, из компота- вода, яблоки, вишни)
«Какой предмет»
Ребенок берёт любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое) красное, кислое, круглое, твердое и т. д., карандаш (какой) синий, новый, деревянный, острый, гладкий….
«Части целого»
Взрослый предлагает ребёнку вспомнить, какие части есть у стула (спинка, ножки, сиденье, книги, автомобиля, дома, дерева, куклы…
«Скажи наоборот»
Взрослый называет слово, а ребёнок подбирает к нему слово с противоположным значением: большой (маленький, сильный (слабый, высокий, длинный, умный, горячий, смелый, белый, глубокий, идти (стоять, разговаривать (молчать) и т. д.
«Аналогии»
Ребёнок подбирает слово по аналогии.
Человек-руки, кошка - (лапы)
День-солнце, ночь - (луна)
Кошка-молоко, собака – (косточка)
Рыба-вода, птица – (воздух)
Птица - крылья, рыба – (плавники)
Суп-ложка, котлета – (вилка) и т. д.
«Образуй слова»
(упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени)
Поет - Поющая
Щебечет - Щебечущая
Улетает – Улетающая
Кормит - Кормящая
Плывет - Плывущая
Кричит - Кричащая
Голодает - Голодающая
«Слова – родственники» (упражнять в подборе однокоренных слов)
Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка …
Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…
Холод – холодильник, холодный, похолодало….
Снег – Снегурочка, снежинка, снежок, снеговик, снегоход, снегирь….