Никулина Наталья
Игры и задания с использованием развивающего коврика «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаем вашему вниманию несколько вариантов игр и заданий с использованием развивающего коврика «Времена года».
«Составь рассказ»
Задачи: способствовать формированию навыка составления описательного рассказа, создавать условия для развития внимания, наблюдательности.
Ход игры: детям предлагается посмотреть внимательно на коврик, что на нем расположено и описать определенное время года.
«Продолжи предложение»
Публикация «Игры и задания с использованием развивающего коврика „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развивающий коврик своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2018
Задачи: способствовать формированию умения составлять предложение, обогащению словарного запаса детей, развитию внимания, мышления, наблюдательности.
Ход игры: детям предлагается внимательно посмотреть на коврик, педагог начинает предложение, а дети продолжают.
Например: В огороде растет… Весной погода…. По речке…. На пруду…. На лужайке…. У елки….
«Где находится?»
Задачи: способствовать формированию умения определять пространственное расположение предметов относительно других, правильно употреблять предлоги в, на, за, перед, между, под, над. Содействовать развитию внимания, мышления, наблюдательности.
Ход игры: Педагог предлагает найти определенный предмет и просит детей сказать, где он находится.
Например: птичка на дереве, кораблик плывет по реке, снеговик около ёлки…
«Отгадай»
Задачи: активизировать интерес к фольклорным произведениям, способствовать развитию внимания, мышления, наблюдательности.
Ход игры: Педагог загадывает загадку, дети находят ответ на коврике. С детьми старшего возраста можно играть следующим образом: первую загадку предлагает педагог, а далее по цепочке загадывают друг за другом дети.
«Повтори звук»
Задачи: содействовать развитию умений правильно произносить звуки, слышать определенный звук в речи воспитателя.
Ход игры: предлагается повторить определенные звуки, например, песенка ветра – «у-у-у», полет жука – «ж-ж-ж», мотор самолета – «р-р-р», утки – «кря-кря», лягушки – «ква-ква».
«Что лишнее?»
Задачи: способствовать формированию представлений о признаках разных времён года, умения чётко излагать свои мысли, создавать условия для развития внимания.
Ход игры: Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.
«Расскажи без слов»
Задачи: содействовать формированию представлений о сезонных изменениях в природе, создавать условия для развития творческого воображения, наблюдательности.
Ход игры: Воспитатель предлагает изобразить, например, осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).
«Бывает – не бывает»
Задачи: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, быстроты реакции.
Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание, а дети должны быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).
«Да или нет»
Задачи: способствовать формированию представлений о признаках осени.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?
Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?
Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?
Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги?
Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,
Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать?
А букашки прилетают? Ну а что же надо делать -
Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?
«Придумай сам»
Задачи: способствовать формированию умения составлять предложение с заданным количеством слов, обогащению словарного запаса детей, развитию внимания, мышления, наблюдательности.
Ход игры: Предложить детям опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Попросить детей придумать предложения из 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку.
(для старшего дошкольного возраста)
Ход игры: Воспитатель назначает ведущего и задаёт тему: «Времена года», «Одежда», «Цветы», «Лес». Ребёнок придумывает слова и говорит их всем остальным, например: «Цветы, насекомые, раскрылись». Дети должны придумать как можно больше предложений, чтобы в них звучали эти слова.
«Какое время года?»
Задачи: способствовать развитию умения внимательно слушать и слышать литературное произведение, формированию представлений о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года.
Ход игры: Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года и назвать его.
«Доскажи словечко»
Задачи: способствовать формированию умения подбирать однокоренные слова, обогащению словарного запаса детей, развитию внимания, мышления, наблюдательности.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны добавить слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю (снег).
С неба все скользят пушинки –
Серебристые (снежинки).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик).
Рядом снежная фигурка
Эта девочка (снегурка).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег).
(И. Лопухина)
- Какие слова вы подобрали? На какое слово они все похожи?
«Календарь природы»
Задачи: содействовать формированию знаний о сезонных изменениях в природе.
Ход игры: воспитатель называет время года, а дети находят его на коврике.
«Собери овощи»
Цель: Содействовать формированию знаний о фруктах и овощах, развитию внимательности, развитию мелкой моторики.
Ход игры: детям предлагается собрать овощи на огороде.
«Когда это бывает?»
Задачи: содействовать формированию знаний о сезонных изменениях в природе, активизировать интерес к литературным произведениям
Ход игры: Педагог называет признаки определенного времени года (либо читает стих, небольшой рассказ, дети отгадывают и показывают его на коврике.
«Сколько предметов?»
Задачи: способствовать развитию навыка счета, развитию количественных представлений, умению понимать и называть числительные.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям найти и назвать одинаковые предметы (два, три, а затем те, которые встречаются по одному. Задание может быть изменено: найти как можно больше одинаковых предметов.
«Посчитай»
«Посчитай снежинки», «Посчитай рыбок», «Посчитай птичек», «Посчитай цветочки», «Посчитай яблочки на дереве», «Посчитай овощи на грядке»
Задачи: способствовать развитию навыка счета.
Ход игры: детям предлагается посчитать пуговички, рыбок, птичек, цветочки, яблочки, овощи.
«Большой – маленький»
Задачи: содействовать формированию представлений о сенсорных эталонах (большой и маленький, содействовать развитию мышления, внимания.
Ход игры: Педагог предлагает найти на коврике определенные предметы путем отгадывания загадок. Дети сначала отгадывают загадку и находят эти предметы на коврике. Далее сравнивают предметы по размеру.
«Найди предмет такого же цвета»
Задачи: содействовать формированию представлений о сенсорных эталонах (цвет, содействовать развитию мышления, внимания.
Ход игры: Педагог показывает карточку определенного цвета, ребенок должен найти и показать предметы такого же цвета.
«Найди предмет такой же формы»
Задачи: содействовать формированию представлений о сенсорных эталонах (форма, содействовать развитию мышления, внимания.
Ход игры: Воспитатель поднимает карточку с изображением определенной формы, а дети должны назвать как можно больше предметов данной формы, которые нашли на коврике.
«Какое бывает?»
Задачи: содействовать формированию представлений о сенсорных эталонах, содействовать развитию умения классифицировать, сравнивать, сопоставлять предметы по признаку.
Ход игры: Воспитатель спрашивает: «Расскажите, что у нас зелёное?» (Огурец, листик, яблоко, лягушка, ёлка).
«Что у нас широкое? (Река).
«Что у нас высокое? (Деревья).
«Что исчезло?»
Задачи: способствовать развитию умения у детей фиксировать внимание на предметах; развитию наблюдательности, памяти.
Ход игры: воспитатель показывает детям коврик и предлагает запомнить предметы на нем. Затем дети закрывают глаза, воспитатель убирает некоторые предметы. Дети открывают глаза и называют предметы, которые исчезли.
«Собери снеговика»
Задачи: содействовать формированию представлений о сенсорных эталонах (большой - маленький, создавать условия для развития мелкой моторики рук.
Ход игры: воспитатель говорит ребенку о том, что снеговик сломался и просит собрать снеговика.
«Наряди елку»
Задачи: содействовать формированию представлений о сенсорных эталонах (цвет, создавать условия для развития мелкой моторики рук.
Ход игры: ребенку предлагается нарядить елку, называя цвета елочных игрушек.
«Собери урожай»
Задачи: содействовать формированию представлений об овощах, создавать условия для развития мелкой моторики рук.
Ход игры: ребенку предлагается собрать урожай с огорода, называя собранные овощи.
Таким образом, развивающий коврик способствует развитию у детей психических процессов, таких как память, внимание, мышление (малыш сравнивает, обобщает, анализирует, устанавливает причинно-следственные связи и взаимозависимости).
Играя с данным ковриком, дети знакомятся с признаками того или иного времени года, сезонными изменениями. Ребята осваивают умение составлять описательные рассказы, обогащается их активный словарь. При использовании коврика в работе с дошкольниками широко применяется художественное слово и фольклор: стишки, небольшие рассказы, пословицы, поговорки, загадки, т. о. вызывается интерес к фольклорным и литературным произведениям. С помощью развивающего коврика обогащается сенсорный опыт, малыши делают первые шаги в математику (осваивают счет). У ребят развивается мелкая моторика рук, т. к. большинство деталей подвижны, их можно трогать, крутить, пристегивать – отстегивать.