Татьяна Буяновская
Игры и игрушки в разные периоды жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ И ИГРУШКИ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ РЕБЕНКА
ВОЗРАСТ ОТ 0 ДО 7 ЛЕТ
В самый первый активный период жизни (первые три месяца) новорожденный ребенок не имеет прирожденной потребности в игре и игрушке. Его потребности пока, но очень недолго, преобладают как самые простые – телесные.
У младенца в ходе общения с матерью, полного счастливыми, радостными, телесно осязаемыми эмоциями, впервые возникает потребность в предмете. В том самом предмете – игрушке, которая появляется перед глазами новорожденного младенца в руках матери на фоне ее улыбающегося лица или рядом с ним. Первая игрушка для ребенка как бы сливается с матерью, и поэтому положительное устремление к матери рождает и тягу, интерес к игрушке. Об этом первом интимном моменте приобщения ребенка к человеческой культуре очень хорошо написала Н. Н. Ладыгина-Котс – знаменитый автор многих книг об истоках человеческой разумности. Она первая заметила, что предмет, даже блестящий, яркий, безразличен сам по себе младенцу, но становится ему интересен, если появляется вместе с матерью. Позже и сам по себе предмет вызывает интерес, активное устремление к нему. Так, у младенца в ходе эмоционального общения с матерью (позже круг и смысл общения расширяется) возникает потребность в предмете – игрушка приобретает свойство мощной притягательности.
Публикация «Игры и игрушки в разные периоды жизни ребенка» размещена в разделах
На дереве цели развивающей предметной среды детства появляется первый ярус ветвей, на которых мы можем начертать: потребность в предмете и притягательность игрушки (предмета).
От рождения до трех – пяти месяцев ребенку необходимы игрушки крупные, величина которых сопоставима с лицом матери, соразмерна с ее рукой. Эти игрушки – яркие, но не пестрые, крупные, но различимые на фоне других предметов, нужны именно для того, чтобы ребенок их выделил из окружающего, еще неясного, недоступного ему пространства.
Следующий «ярус» дерева целей предметной среды связан с тем, что потребность в предмете наконец-то «находит» сам предмет — игрушка попадает в руки ребенка : главное в игрушке — ее особенности. Ему нужна игрушка с ярким пятном, с рельефами на поверхности, удобная для схватывания и вместе с тем побуждающая к ее поиску и повторному схватыванию. Главная цель действий ребенка этого возраста с игрушкой — исследование ее разнообразных особенностей.
На рубеже младенчества и раннего возраста, т. е. между 9—11 месяцами жизни и началом второго года, ребенок стремится не только «изучать» особенности игрушки : поверхность, яркие детали, шероховатости, извивы ее формы, — но и свойства игрушки. Что можно сделать с этой игрушкой? Как она грохочет? Как падает? Как игрушкой столкнуть другую игрушку или подтянуть ее к себе? Ребенок, естественно, не формулирует все эти вопросы, но внимательный взрослый, наблюдая игру детей этого возраста с разнообразными игрушками, чувствует, что эти вопросы ставит и разрешает для себя в совершенно практической форме каждый ребенок, начиная примерно с 8—9 месяцев жизни и позже.
Если вернуться к дереву целей развивающей предметной среды, то становится совершенно очевидно, что на третьем ярусе его ветвей игрушка и любой другой предмет предстают уже как средство получения в процессе действий с ними интересного эффекта: шума, треска, грохота. Толкая игрушку, ребенок смотрит, как она упадет или покатится и т. д. Именно поэтому для ребенка в конце первого — начале второго года жизни так нужны мячи, всевозможные каталки, трещалки и даже простенькие музыкальные инструменты типа маракасов, бубнов или трещоток.
Замечательно, что в этом возрасте ребенок делает свой первый шаг к величайшим открытиям своей жизни.
Первое: предмет — его помощник, средство, орудие человеческой деятельности (автомобильчик, чтобы возить на нем; ложка, чтобы есть и кормить куклу; палочка, чтобы вытолкнуть из-под шкафа игрушку, и т. д.).
Второе: каждый предмет имеет свое назначение. Он нужен для определенных целей. Эти открытия дети делают, конечно же, не только в игре с игрушками, но и в повседневной жизни и прежде всего в ходе не только эмоционального, но и содержательного «делового» общения со взрослыми в семье, в детском учреждении, во время прогулок, т. е. в процессе своего собственного участия в повседневной жизни.
Игрушки и предметы постоянного обихода ребенка нужно подбирать такие, чтобы они помогли ему понять главную ценность предмета: он — орудие, средство человеческой деятельности и потому он имеет то или иное назначение: «Вот это стул — на нем сидят, вот это стол — за ним едят».
Детская кукольная мебель, крупная кукольная посуда, дидактические игрушки типа народной деревянной пушечки, стреляющей при движении поршня деревянными ядрами, закрепленными веревочкой, всевозможная кукольная мебель, домики, строительные материалы из дерева и пластмассы — вот игрушки, которые отвечают целям развития ребенка раннего возраста на втором и третьем году жизни.
Одновременно с освоением в быту и в игре назначения предмета ребенок начинает понимать, что любая вещь не просто нужна для чего-то, но и имеет определенное значение. Значение предмета приобретает для ребенка жизненно важный смысл в общении со всеми членами семьи. Так, например, швейная машинка нужна, чтобы шить, а значение ее гораздо шире: мама шьет себе и дочке фартучки, и это объединяет их общим делом: мама готовит обед для семьи, а дочка — куклам, а кукла, которой тоже пошили фартучек, становится в игре мамой пупса-малыша и хозяйкой плюшевого песика, который получает от девочки косточку. На самом деле это не косточка, а короткая палочка, но в игре она приобрела значение косточки.
Итак, если мы посмотрим на четвертый ярус ветвей дерева целей развивающей предметной среды, то увидим, что в младшем дошкольном возрасте предмет — игрушка становится опорой деятельности ребенка.
В этот период, охватывающий возраст от 2 до 5 лет, ребенку нужны не только разнообразные игрушки, но и предметы, которые вместо игрушек могут заменить любые реальные предметы. Это могут быть как мелкие, так и крупные и очень крупные предметы. Они нужны детям и дома, и на прогулке. Эти предметы могут быть в игре всем: от градусника (палочка) и озера (кольцо для хула-хупа или обыкновенная, свернутая по кругу веревка) до пассажирского парохода (диван) и нефтепровода (трубка от холодильника, лыжная палка или меловая черта).
Дети этого возраста много фантазируют. Игра у них происходит как бы в воображаемом плане, а воображение ищет опоры в игрушке, в предмете, который получает в каждой игре свое игровое значение. Такая игра нуждается в постоянной поддержке со стороны взрослых: следует все время «подливать масла в огонь» игры, подавая ребенку новые идеи, повороты игровых событий. Но делать это нужно не навязчиво, не менторски, а дружески-заинтересованно и как бы невзначай. В такой игре постепенно подготавливается новое качество психической активности ребенка. Он, становясь старшим дошкольником (период от 5 до 6—7 лет, переходит к игре, в которой он уже осознает значение предмета для выполнения той или иной роли в совместной игре. Предмет на этом ярусе кроны дерева целей предметной среды становится условием игровой деятельности ребенка. Игрушки, предметы могут быть или не быть в игре — это не имеет существенного значения для хода игры, которая фактически проходит вся в речевом плане. Что это значит? Это значит, что играющие дети в основном говорят между собой, идет оживленная игровая беседа, в которой каждый знает, что они делают вместе и кто каждый из них. Что это, как не внутренняя работа ума ребенка, стоящего, образно говоря, уже на пороге школы.