Ирина Петухова
Игры и игрушки донских и кубанских казачат
▼ Скачать + Заказать документы
Старинные игрушки и их роль в жизни ребёнка
Самой первой игрушкой, которая подвешивалась в люльку, была ложка. Ребенок бил по ней ручками и так развлекался.
Еще в люльку подвешивали яркие лоскуты, «кружавки» (как тогда говорили, разные тряпочки. Яркие лоскуты развлекали младенца, пока мать была занята.
У малышей были и погремушки, сделанные из ярких декоративных тыковок. В высушенной тыкве проделывали дырочку, просовывали зерна кукурузы, трясли, зерна гремели – ребенок радовался.
Публикация «Игры и игрушки донских и кубанских казачат» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачьи подвижные игры
- Кубанские народные игры
- Кубань
- Темочки
Маленькие казачата любили играть с пылью. Как тогда говорили «нагортали» кучки пыли и соревновались у кого куча больше, потом прыгали с разбега в эту кучу – у кого пылевое облако больше, тот победил.
Одной из самых любимых игрушек были свистки и дудочки. Делались свистульки из бузины, «сюрчки» из камыша, «свыстуны» из глины в виде животных: петушков, коников. Иногда такие свистульки делал отец или дед, но чаше всего их покупали или выменивали на какие-нибудь тряпки у старьевщика.
Ехала по станице гарба (телега, повозка, а за ней толпа ребятишек, которые выпросили у родителей копейки или тряпки и желали купить свисток. Говорили: «Гарба проедет – вся улица свистит».
Делали дети себе игрушки сами. Самая простая игрушка – гуркало. Брали гусиную плоскую косточку, проворачивали дырку или брали пуговицу. В дырки продевали толстую нитку, брали за концы ниток и раскручивали от себя. Нитка накручивалась, а когда переставали накручивать, слега ослабляли натяжение, пуговица крутилась, нитка гудела, гурчала. Получался такой музыкальный инструмент.
Любили дети играть в мяч, но стоил он дорого.
Казаки народ творческий, с выдумкой. Придумали вот что. Когда корова линяла, пух счесывали, собирали его, а когда полный мешок накопиться, кипятили воду, бросали туда этот пух, мешали в чане палкой, пух сбегался в один ком, ком вытаскивали, отжимали, высушивали, обшивали тряпками – вот и готов мяч. Его можно было бросать друг другу и перекатывать ногами.
У мальчиков игрушки были вырезаны из дерева или слеплены из глины. Вырезал для внуков дед.
Вырезал коней, петушков, человечков и даже маленькие санки, лодочки, грабли, тяпки.
Дзигу били кнутом, стараясь попасть по выемке поперек дзиги, тогда она летела, крутясь. Дзигой сбивали мишени – камни. Умельцы бросали ее кнутом вдаль на два метра и дальше.
Такая игра развивала глазомер, меткость, учила казачонка обращаться с плеткой. Это могло пригодиться во время боя на войне.
Дети любили лепить игрушки из теста. Когда мать пекла хлеб, немного теста выделялось детям. Они лепили себе птичек, куколок. Это занятие поощрялось, считалось, что девочка вырастет хорошей хозяйкой, коли любит с тестом возиться.
Играли с картофелем, который был похож на животных, например, на уточку, коровку.
Народные игры донских и кубанских казачат
Народная игра – часть общей устно поэтической культуры, для которой характерно взаимовлияние жанров, благодаря чему идёт их внутреннее обогащение и развитие. Игры могут соединять в себе сразу несколько видов искусств. Нередко в одном таком произведении соседствуют: декламация и пение, хореографическое движение и пляска, драматическое лицедейство, костюмированное переодевание и ряженье, спортивное состязание. Этот необычный синтез характерен больше всего для игрового фольклора. Типы народных игр чрезвыча йно многообразны. Можно назвать такие: жребий и наказание; игры с движениями, прыгание, состязание в стойкости, игры с вращательными движениями, символические игры, игры с песнями и хороводами, игры с завязанными глазами, игры с верёвочкой и жгутами, игры с палками и деревяшками, игры с камешками, домашние игры, зимние игры и так далее.
Почти в каждой местности есть свои игры. Во многих играх есть игровые припевы – короткие или длинные песни, исполнявшиеся на простые, доступные каждому участнику игры мелодии. Игра - это всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.
Игры тесно связаны не только с народными обрядами и праздниками, но и с временами года. Молодёжь зимой играет на льду, ледяных горках, строит снежные крепости, лепит снеговиков, ледяные шары, соревнуется в меткости в снежки, гоняется на санках. Весной играют у ручейка, пуская наперегонки кораблики из коры. Летом играют в воде на речке, в пруду, озере. Как только наступали тёплые весенние дни и на протяжении всего солнечного лета, молодёжь собиралась на посиделки уже не в избах, а на свежем воздухе.
Детские игры играли не маловажную роль в воспитании казачат. Они были ориентированы на физическую подготовку казачат к жизни, включали элементы бега, разновидности метания, прыжки. В них дети приобретали ловкость, быстроту, прыгучесть, меткость.
Игровой фольклор донских казаков
С наступлением теплых дней молодежь ходила по улице с песнями, водила хоровод (карагод, танок) и играла в весенние игры. Распространённой во многих хуторах и станицах была игра «А мы пашню пахали». Девушки становились в две прямые линии на небольшом расстоянии друг от друга. Начинала петь одна группа девушек и в такт песне медленно двигалась к другой группе. Пропев куплет и поклонившись, отходила, пятясь назад. С ответным куплетом в том же порядке двигалась другая группа. И так до конца песни.
- А мы пашню пахали,
Пахали, пахали.
- А мы просо сеяли,
Сеяли, сеяли.
С «улицами» на Дону были связаны и зимние праздники. Святочно-обрядовые песни, бытовавшие в центральных районах России и на Украине – «Авсени», «Колядки», - распространившись повсеместно на Дону, приобретали здесь новое звучание и частично вошли в состав шуточных уличных игр «Медведь», «Кобыла», «Казак Чигуша».
Под Новый год, вечером весёлая ватага молодежи, войдя в курень, спрашивала: «Проскакать вам козлика?». Получив разрешение, пели:
Скакал, скакал козлик
По бабкиной клетке.
«Что ты, козлик, скачешь?»
«Ищу, ищу брусик!»
«На что тебе брусик?»
«Косу точити!»
«На что тебе косу?»
«Сено косити!»
«На что тебе сено?»
«Коня кормити!»
«На что тебе коня?»
«На службу итити!»
Праздник проводов зимы – масленица – также был наполнен весё лыми красочными обрядами: катанием с ледяных гор и на тройках с бубенцами, массовыми играми, состязаниями, кулачными боями, шествием ряженых, совместными трапезами с традиционными блинами, народными представлениями. Но на Дону в этом празднике, как ни в каком другом, отразились воспоминания о бурной и самобытной истории казачества.
Как пишут В. Головачев и Б. Лащилин, на время представления в станице действовали законы казачьей вольницы, и вся власть переходила к избранным Кругом «гулебному атаману», «есаулу», «казначею» и «колымаге». «Гулебный атаман» отвечал за поведение каждого казака не только не только перед участниками игры, но и перед станичным правлением. Исполнителем его поручений был «есаул». В обязанности «казначея» вменялось хранить «войсковую казну» и отвечать за денежные сборы. «Колымага» имел лошадь с упряжью, сани и сорокаведёрную бочку, которая ежедневно наполнялась даровым вином.
Во время игры устанавливалась военная дисциплина. Нарушителей наказывали: заставляли пробежать босиком по улице под смех толпы, а при вторичном нарушении с позором исключали из игры. Женщины в гулебную компанию не допускались, от них разрешалось только принимать пищу для общего котла, поскольку во время игры устраивалась ссыпчина (складчина).
Игра открывалась парадным шествием казаков, которые появлялись с лихой, развесё лой песней:
Уж ты, хмель, ты, мой хмель,
Где ж ты зиму зимовал?
Зимовал мой хмелёк
В лесу на тычине,
На самой вершине…
«Гулебный атаман» на лучшем коне ехал впереди, а вслед за «войском» верхом на бочке ехал «колымага».
Всё население станицы должно было встречать «казачью вольницу», зазывать гостей, угощать хлебом-солью, вином.
Казаки начинали показывать казачью удаль. Отчаянно джигитуя, они скакали по улицам. На всём скаку схватывали брошенную на землю шапку, делали стойку на крупе лошади, а затем спускались ей под живот, выхватывали из толпы молодую казачку, делая вид, что похищают её.
На следующий день выходили на улицу уже без коней. Вновь на улицах ставили столы, появлялись ряженые, и казаки начинали разыгрывать народные героические драмы. Гулебщики превращались в буйную казачью вольницу, «гулебный атаман» - в Ермака или Степана Разина, улица – в сцену. Воображение переносило и участников и зрителей то в дикие леса, то на вольную Волгу, то на майдан, где голытьба под предводительством атамана Степана Тимофеевича собирается «думу думати».
Представления продолжались на протяжении всей масленой недели, а по истечении её казаки садились на коней и проезжали с песнями по улицам: начиналось «прощание».
Все игры сводились к тому, что девушка или парень выбирали себе того, кто им больше нравился, целовались и расходились. Игры различались в основном текстами. Например, все садились и пели такую песню:
Сидит, сидит купчик –
Миленький голубчик,
Ему надо купочку –
Девочку голубочку.
После этого молодой человек должен был выбрать себе «купочку-голубочку», затем они менялись местами, и теперь уже девушка должна была выбирать себе «милого голубчика».
Следующая игра сопровождалась такой песней:
Сидит, сидит голубь на дубочке,
Зовет голубь голубочку,
Течет река рековая,
Плачет девка молодая.
Не плачь, девка,не журися,
Я ещё молод, не женился,
Когда буду я жениться,
Приду, радость, распроститься.
Чем чужую целовати,
Своя будет ревновати.
Молодой человек выбирал себе девушку, они целовались и расходились. Вместо него выходил новый парень, и игра начиналась сначала.
Была ещё одна популярная игра, в которой участвовала молодежь.
В центре на стуле сидела девушка, все остальные располагались вокруг неё и пели следующую песню:
Сидит, сидит Ванечка в ореховой клетке,
Грызет, грызет Ванечка ядровые орешки,
Скажи, скажи, Ванечка,
Думаешь жениться?
А вот тебе, Ванечка, любая невеста.
Черную смородину
Морозом сморозило,
Красная малина молодца манила
Ох, кто ж тебя любит,
Тот и выкупит тебя.
После этих слов вскакивало иногда сразу несколько молодых людей, и приглашали девушку, сидящую в центре комнаты.
Распространена среди молодежи была и игра «Со вьюном». Девочки сидят в ряд на лавке. Напротив них сидят ребята. Одна девочка ходит с платком вдоль рядов. Платок – это вьюн, то есть венок. Девочки поют:
Со вьюном я хожу,
С золотым я хожу,
Я не знаю, куда вьюн положить,
Положу, положу,
Положу я вьюн на правое плечо.
При этих словах, девочка кладет платок на правое плечо.
Девочки продолжают петь:
Я ко молодцу,
Я ко молодцу иду, иду, иду
Поцелую, да и прочь уйду.
Целует мальчика, который ей понравился и дарит ему платок. Девочка садится на лавку к девочкам. Мальчик, получивший платок, начинает ходить, помахивая платком.
Игра продолжалась до тех пор, пока все не получат платок с поцелуем.
Маленькие дети играли в игру «утенок». Мальчики и девочки собирались в общий хор и выбирали утенка.
Одной из самых любимых игр, была игра в мяч или горелки, в которую играли даже взрослые люди. Играли так же в чехарду, краски, цыгана.
Испокон веков в казачьих играх отражался образ жизни людей, их представления о смелости и чести, желание обладать ловкостью, силой, быстротой и выносливостью, проявлять смекалку, волю и стремление к победе. Нельзя забывать и то, что игровая деятельность вызывает много положительных эмоций. Во время игры часто возникают неожиданные ситуации, в которых дети учатся правильно использовать приобретенные навыки. Кроме того, в казачьих играх ребенок часто сам решает, как действовать, чтобы достичь цели. Смена условий учит искать нестандартные решения возникающих задач. Таким образом, у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и сообразительность. А главное, дети, увлеченные сюжетом игры, могут много раз выполнять одни и те же движения, забывая об усталости. Так у детей развивается выносливость.