Галина Семёнова
Игры для нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование у ребенка общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, а также к природе родного края. Важно воспитать эмоционально-действенное отношение, чувство сопричастности и привязанности к окружающим.
Работу по патриотическому воспитанию мы начали с создания для детей теплой и уютной атмосферы, чтобы каждый ребенок был окружен радостью, улыбками, добрыми друзьями и веселыми играми. Именно в игре и совместном труде проявляются поведение детей и их взаимоотношения со сверстниками. Как на занятиях, так и в повседневной жизни систематически формируем у детей этические представления.
Игра «Добрые слова»
Стихотворение «Вежливые слова»
Цель игры: Закрепить умение детей использовать в своей речи «добрые слова». Воспитать доброжелательность и положительное отношение друг к другу.
Оборудование: Картинки с изображениями различных жизненных ситуаций (например, мальчик толкнул девочку в лужу, дети делятся конфетами, спасатель вытащил котёнка и отдает его детям и так далее).
Ход игры: Ведущий (взрослый) поочередно достает картинки с изображениями. Все участники игры рассматривают эти картинки и определяют, какие «добрые слова» уместно сказать в представленной ситуации. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Побеждает тот, кто наберёт больше всего фишек.
Игра «Наш детский сад»
Цель игры: закрепить знания о детском саде и его сотрудниках; воспитывать уважительное отношение к старшим, к работникам детского сада и их труду.
Оборудование: фотографии детского сада, помещений и игровых площадок, а также сотрудников (воспитателей, заведующей, методиста, музыкального руководителя, инструктора Физического воспитания, руководителя изобразительного искусства (если имеется, повара, завхоза и т. д.).
Эта игра требует предварительной подготовки: проведение экскурсий по детскому саду, рассматривание фотографий с изображением площадок, групп и других помещений (кухни, спортивного зала, музыкального зала, методического кабинета, медицинского кабинета и др.).
Ход игры: игра заключается в том, что дети, увидев фотографию, определяют, какое именно место детского сада изображено. Воспитатель поочередно достает картинки, а дети должны угадать, где это находится, и назвать его.
Игра «Мой адрес»
К концу младшего дошкольного возраста ребёнок должен знать свой адрес. Наиболее эффективно закрепить эти знания в игровой форме.
Цель игры: Укрепить понимание адреса места жительства детей.
Оборудование: мяч.
Ход игры: В данную игру можно играть как с одним ребёнком, так и с несколькими участниками. Ведущий (взрослый) по очереди бросает мяч детям и произносит: «Я живу в городе?» Или: «Я живу на улице?» Или: «Я живу в доме № ?» Или: «Я живу в квартире № ?» Или: «Я живу в стране под названием?» Рядом с моим домом находится? И так далее. Игрок, который поймал мяч, должен продолжить фразу и вернуть мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребёнку, и игра продолжается. Вопросы можно повторять.
Игра «Дружная семейка»
Цель игры состоит в том, чтобы воспитать интерес к собственной семье и уважительное отношение к её членам, а также развить умение рассказывать о каждом из них.
Оборудование: разноцветные силуэты детских ладошек, фишки с изображением мамы, папы, дедушки, бабушки и ребёнка (в соответствии с количеством участников).
Ход игры: В начале игры проводится пальчиковая игра «Дружная семья»: (пальцы ребёнка зажаты в кулак)
Этот пальчик – дедушка (отгибается большой палец руки);
Этот пальчик – бабушка (отгибается указательный палец руки);
Этот пальчик – папочка (отгибается средний палец руки);
Этот пальчик – мамочка (отгибается безымянный палец руки);
Этот пальчик – я (отгибается мизинец).
Вот и вся моя семья! (все пальцы разжимаются и сжимаются в кулак).
Ребёнку предлагается выбрать ладошку понравившегося цвета и «расселить» на ней дедушку, бабушку, папу, маму и себя. Выкладывание персонажей можно сопровождать стиха.
Игра «Профессии»
Цель игры: Продолжать знакомить детей с разнообразием профессий и воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся различной деятельностью.
Оборудование: Карточки с изображениями представителей профессий, знакомых детям младшего дошкольного возраста (врач, учитель, военный, повар, музыкант, художник и т. д., а также карточки с атрибутами для каждой профессии (по 4 для каждого представителя). Например, для врача – градусник, шприц, таблетки, фонендоскоп; для учителя – парта, тетрадь, доска с мелом, глобус; для повара – половник, кастрюля, тарелка, нож с разделочной доской и т. д.
Ход игры: Детям предлагается весь набор карточек. Каждый ребёнок выбирает себе представителя профессии, которая ему приглянулась, называет эту профессию и кратко рассказывает, чем занимается этот специалист на своей работе. Затем из общего набора выбирает соответствующие предметы.
Игра «Найди флаг»
Цель игры: ознакомить детей с символикой родной страны, обучая их выделять флаг России среди флагов других государств.
Оборудование: набор флагов различных стран (по 4 флага для каждой страны).
Ход игры: перед ребёнком (детьми) выкладывается набор флагов различных стран. Задание для ребёнка состоит в том, чтобы найти флаг своей страны. Если участвует несколько игроков, побеждает тот, кто обнаружит больше всего флагов. Если играют один ребёнок – он выигрывает, если правильно найдет все флаги.
Игра «Волшебные слова»
Цель игры: формировать доброжелательное отношение к окружающим людям, укреплять умение проявлять вежливость и расширять словарный запас ребёнка с помощью набора вежливых слов.
Эта игра относится к категории словесных игр, что позволяет проводить её в любом удобном месте. Для повышения мотивации детей можно ввести сказочного персонажа, который не знает «волшебные слова», и дети должны помочь ему, подсказав эти слова.
Ход игры: участники игры по очереди называют «волшебные слова» (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, до свидания, приятного аппетита, будьте здоровы, доброго пути, добро пожаловать, разрешите, угощайтесь, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи, приятно познакомиться, извините, прошу прощения, благодарю и т. д.). Побеждает тот, кто вспомнит больше всего таких слов.
Игра «Как я помогаю дома»
Цель игры: Воспитывать заботливое отношение к членам семьи.
Оборудование: В первый раз можно использовать сюжетные картинки с различными видами хозяйственно-бытовой деятельности в качестве подсказок. Позже можно играть без изображений.
Ход игры: Дети по очереди называют домашние дела, в которых они принимали участие. Разрешается упоминать и ту деятельность, которую они просто наблюдали, но хотели бы в ней поучаствовать. Побеждает тот, кто назовет больше дел.
Для патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста прекрасно подойдет организация сюжетно-ролевой игры «Семья». Благодаря ей дети формируют представление о семье, отражая все отношения внутри нее, и учатся ставить себя на место своих родителей, что способствует развитию уважения к старшему поколению.