ТАТЬЯНА БАЛАШОВА
Консультация «Игры для детей двух лет»
Как правило, все развивающие игры, предлагаемые в различных пособиях, адресованы детям, достигшим трехлетнего возраста. Можно ли организовать подобные игры с детьми двух-двух с половиной лет? Ведь ребенок этого возраста обладает весьма скромными возможностями: внимание неустойчиво, объем памяти невелик, мышление ограничено наглядно-действенным планом, а речь зачастую вообще развита плохо, он неловок в движениях, а произвольное поведение находится просто в зачаточном состоянии. И тем не менее, можно и нужно играть с двухлетним ребенком, хотя репертуар пригодных для занятий с ним игр невелик и в основном ограничен рамками предметно-манипулятивной деятельности.
Публикация «Консультация „Игры для детей двух лет“» размещена в разделах
Предлагаемые в этом разделе игры рассчитаны прежде всего на индивидуальную работу с ребенком и поэтому в большей степени будут полезны родителям. Именно родители располагают оптимальными возможностями для полноценного развития ребенка раннего возраста: малышу значительно легче понять то, что лично ему объясняет мама, чем то, что расскажет всей группе даже очень грамотный и квалифицированный воспитатель детского сада. Тем не менее, каждая из игр может быть использована и в работе с небольшой группой детей в детском саду.
Предлагаемые нами игры не потребуют от родителей и воспитателей каких-то особенных усилий или затрат; материалом для них служит то, что есть в любом доме, а также самые обычные игрушки, которые, как правило, покупаются каждому ребенку: ведь специальных развивающих игрушек для детей этого возраста не так уж много, и зачастую они достаточно дороги. Большинство этих игр полифункциональны, способствуют развитию сразу нескольких психических функций.
Кубики. Двухлетний ребенок вполне успешно справляется с возведением простых построек из кубиков и строительных наборов. Задача взрослого сводится к минимуму:
начать постройку, «подтолкнуть» игру, так как ребенок этого возраста не обладает образным мышлением и не может самостоятельно создать то, чего он себе не представляет, а вот продолжить начатое взрослым, пусть даже стереотипно, он вполне в состоянии. Обязательно нужно похвалить его постройки, даже если они кривобоки и некрасивы: гораздо важнее оценить количество и разнообразие элементов строительного набора, которые ребенок использовал. Ведь в ходе этой игры он практически овладевает представлением о геометрических формах и размерах фигур, о соотношении разных по размеру, но одинаковых по форме фигур, развивается координация его движений и тонкая моторика руки.
Мозаика. У ребенка двух-двух с половиной лет слабо развито образное мышление, поэтому он пока не может использовать мозаику по ее прямому назначению - для выкладывания узоров или картинок по образцу - и, тем не менее, он вполне может играть с мозаикой.
Для начала ребенка нужно просто научить вставлять «кнопки» мозаики в дырочки: это не так-то просто для двухлетнего малыша. Пусть он делает это в любом порке, пока не надоест; это прекрасное упражнение для развития тонкой моторики.
Следующее задание может быть сложнее: расположить элементы мозаики на одной линии или через определенный интервал между ними. Здесь требуется уже не только кость пальчиков, но и глазомер (образец задается взрослым).
Таких линий можно выложить несколько, так, чтобы различались по цвету: ведь даже если ребенок еще не пользуется понятием цвета, он способен выделить цвет как признак предмета и подобрать к нему другие предметы того же цвета (в данном случае - элементы мозаики);
знание ребенком названия цвета не обязательно, хотя, безусловно, назвать его надо. Задача взрослого состоит в том, чтобы дать ребенку образец каждой линии, то есть начать ее двумя-тремя элементами мозаики одного цвета и предложить ему продолжить линию такими же «кнопочками». Выполнение этого задания помогает развитию тонкой моторики, глазомера, способности к элементарному анализу и синтезу; попутно ребенок знакомится с наименованиями цветов, хотя пользоваться ими он начнет позже.
Счетные палочки. Обычные школьные счетные палочки прекрасно подходят для игры с двухлетним ребенком. На ровной твердой поверхности взрослый начинает выкладывать из палочек какую-нибудь простую фигуру, добавляя каждый раз по одной палочке и предлагая ребенку сделать то же самое из своей части палочек. Так, повторяя за взрослым каждый шаг, каждый элемент, ребенок выложит аналогичную фигуру. Так ребенок постепенно, по шагу овладевает действием по образцу, пока еще в самой элементарной форме. Кроме того, эта игра также требует от ребенка некоторой моторной ловкости и глазомера.
Магнитная азбука. Магнитная азбука может надолго занять маленького ребенка: он с удовольствием прикрепляет буквы к любой металлической поверхности - стенке холодильника, стиральной машине, подносу и пр. Ни в коем случае не следует заставлять ребенка запоминать буквы:
это занятие пока лишено для него всякого смысла.
Можно предложить ребенку выбрать буквы определенного цвета, предварительно показав ему одну-две из них. Как и при игре с мозаикой, ребенок может не знать наименований цветов, но выделить цвет как признак предмета он вполне способен. Можно предложить ребенку и более сложное задание -подобрать одинаковые буквы. Взрослый выбирает любую букву из набора и просит ребенка найти такую же (как правило, в наборе есть 2-3 одинаковые буквы). Называть букву не надо, здесь она выступает просто как фигура определенной формы. Выполнение этого задания способствует развитию памяти (ребенок должен помнить, как выглядит та буква, которую он ищет, внимания, учит ребенка сравнивать предметы по форме, выделять сходство и различие.
«Окошки». Из листа цветной бумаги нужно вырезать кусочки в форме различных простых геометрических фигур. Этот лист с вырезанными «окошками» наклеивается на белую бумагу. Ребенок должен разложить данные ему геометрические фигуры таким образом, чтобы они пол-ностью закрыли белые «окошки». Не нужно заставлять ребенка запоминать названия фигур, важно, чтобы он научился зрительно выделять такой признак предмета, как форма и овладел навыком элементарного анализа, позволяющего сопоставить формы «окошка» и той геометри-ческой фигуры, которую он в это окошко вставляет.
Разрезные картинки. Простые картинки с изображением фигурок людей, животных, игрушек или других знакомых ребенку предметов (такие карточки есть в любом детском лото) нужно разрезать на 2-3 части так, чтобы на каждый кусочек попала существенная часть целой картинки. Ребенку предлагается собрать разрезанную картинку. Для начала лучше, чтобы картинка составлялась только из двух частей, причем фигурку человека лучше разрезать поперек, разделив ее на верхнюю и нижнюю части: ребенку легче соединить голову и ноги, чем левую и правую части тела. На первых порах ребенку потребуется помощь взрослого, а потом он будет охотно заниматься этим и самостоятельно. Позже можно будет предложить ему кубики с наклеенными на них разрезными картинками. Эта игра способствует развитию образного и пространственного мышления ребенка, а также тонкой моторики и координации движений.
«Заплатки». В эту игру целесообразно начинать играть после того, как ребенок освоит игру с разрезными картинками.
Берется любая сюжетная картинка или цветная фотография из журнала или старой книги (главное, чтобы изображение было понятно ребенку, из нее вырезаются кусочки разной формы: сначала это могут быть квадраты, кружки и треугольники, а затем и более сложные фигуры произвольной формы. Картинка с вырезанными участками наклеивается на лист белой бумаги. Ребенок должен «закрыть» образовавшиеся таким образом на картинке «белые пятна» «заплатками», то есть теми самыми кусочками, которые из нее вырезаны. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не только ориентировался на форму белого пятна, но и правильно располагал «заплатку» относительно всего изображения. Как и предыдущая, эта игра развивает образное мышление ребенка, пространственную ориентацию, тонкую моторику руки.
Описанные выше игры наглядно демонстрируют, что так называемая «возрастная адресованность» детских игрушек и игр весьма относительна. Практически любую из них, за исключением игрушек с фиксированной функцией, можно «адаптировать» к возможностям маленького ребенка, сделать ее развивающей и интересной. Все они представляют собой лишь исходный материал, а сама игра создается изобретательностью взрослого и его желанием помочь развитию ребенка.
Воспитатель Службы ранней помощи детям
Балашова Татьяна Вячеславовна