Ольга Тямушева
Игровые ситуации и беседы по ОБЖ для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство Незнайки с детским садом»
Цель:
- закрепить знания детей о безопасном поведении в группе.
- способствовать осваивать оптимальные формы общения.
Сюжет. В группу приходит Незнайка и рассказывает, что не хочет идти в другой детский сад. Там грустно, дети дерутся, толкаются, плачут, ходят в синяках и ссадинах, лазают по мебели и т. д. Дети высказываются, какие правила есть в детском саду и почему их следует соблюдать. Педагог поощряет полные ответы (целые предложения или рассказы).
Публикация «Игровые ситуации и беседы по ОБЖ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Проблема. Что сделать, чтобы в другом детском саду стало весело и интересно.
Итог.
• Приходя в детский сад, дети должны здороваться, уходя – прощаться, нужно внимательно слушать и выполнять указания взрослых, нельзя кричать, капризничать, всех взрослых в детском саду нужно называть по имени и отчеству, обращаться на Вы, приветствовать всех работников детского сада.
• Запрещается портить имущество детского сада (рисовать на стенах, столах, ломать игрушки, рвать цветы)
• Нельзя бросаться игрушками, кубиками, толкать друг друга, стараться избегать конфликтов. В случае необходимости обращаться к воспитателю.
• Нельзя приносить в группу, использовать в играх предметы, принесенные из дома: стекло, колющие или режущие предметы, спички, зажигалки.
• Нельзя приносить в группу лекарства и конфеты.
• Настольно-печатные игры после использования убирать в коробки и относить на место. Нельзя брать с собой детали от этих игр и другие мелкие предметы.
• Во время игр нельзя вставать на стулья и столы, ползать под столами.
• При проведении подвижных игр в группе использовать только ту территорию, которую определил воспитатель; не толкаться, не кричать, не мешать в игре другим детям, выполнять правила игры.
• Столовые приборы, атрибуты сюжетно-ролевых игр: ножницы, расчески, воланы со стрелками, мячи и др. использовать только по назначению.
• Труд в живом уголке только под наблюдением воспитателя.
• Телевизор или магнитофон включает только воспитатель.
«С Незнайкой не хотят играть»
Цель: формировать уважительное отношение к постройкам детей, соблюдение правил и норм поведения в совместной игре.
Сюжет. Педагог обращает внимание детей на чей-то плач. В углу группы находим Незнайку. Спрашиваем, почему Незнайка плачет. Незнайка отвечает педагогу на ушко: Незнайка плачет, потому что дети не берут в игру.
Проблема. Как Незнайке подружиться с детьми.
Итог.
• Быть вежливыми в общении, во время беседы говорить приветливо, внятно, смотреть на собеседника, не перебивать говорящего.
• Играть рядом, не мешать друг другу, не драться, не отнимать друг у друга игрушки.
• Вести диалог дружелюбно и спокойно, выражать просьбу, согласие либо отказ вежливо, использовать в речи ласковые обороты, особенно в общении с малышами.
• Быть внимательным, чутким, отзывчивым к сверстникам, делиться игрушками, защищать от несправедливого отношения
«Почему нельзя играть в туалете»
Цель: расширять представления об опасных помещениях в детском саду.
Сюжет. Дети с педагогом идут мыть руки в туалетную комнату и находят Незнайку с игрушками. Незнайка жалуется на боли. Отправляем его к врачу. Вместе собирают игрушки и обсуждают ситуацию.
Проблема. Почему Незнайка заболел. Дети высказывают разные мнения.
Итог.
• Нельзя бегать, прыгать, толкаться, брызгаться водой, набирать воду без разрешения взрослого.
• Нельзя трогать уборочный инвентарь и халаты.
• Нельзя приносить игры и игрушки, бросать мелкие предметы в унитаз
• Трогать трубы отопления, виснуть на перегородках между унитазами, забираться на решетку батареи и подоконник; самостоятельно пользоваться душем.
• Заходить с пищевой посудой и едой.
«Что делать, если больно»
Цель: дать представление о необходимости своевременного обращения к взрослому (воспитатель, помощник воспитателя, врач) для оказания первой помощи.
Сюжет. Незнайка пришёл в детский сад с перебинтованной платком рукой. Руку поцарапал он дома вечером и никому не сказал и не показал. Рука болит, играть не может. Обсуждается ситуация. В процессе разговора уточняется порядок действий при мелких травмах и последствиях несвоевременного обращения за помощью. Дети высказываются, педагог поощряет полные ответы (целые предложения или рассказы).
Проблема. Что делать, если получил ссадину, травму.
Решение. При травмах дети должны немедленно сообщать о своих проблемах взрослому.
«Интересный, но опасный предмет»
Цель: дать представление о предметах, которые могут представлять опасность для здоровья детей (ножницы, карандаши, клей, кисти, мелкий конструктор, бросовый материал, столовые приборы ….).
Сюжет. Педагог вносит в группу загадочный чемодан. Дети высказываются об этом чемодане и фантазируют, что там лежит. После открытия чемодана, рассматриваются предметы. Подводим детей к мысли об опасности всех этих предметов.
Проблема. Что объединяет все эти предметы? (опасные предметы, которые требуют аккуратного обращения) Дети высказывают разные мнения.
Решение.
• Ножницы передать необходимо, сомкнув лезвиями и кольцами вперед.
• Не разрешается размахивать столовыми приборами.
• Острые концы вилки должны быть повернуты к тарелке, не ковырять вилкой в зубах, носу и ушах.
• Не размахивать ножом, не тыкать им в детей.
• Нельзя размахивать чашкой, бросать ее. Если разбилась посуда, осколки не трогать.
• При работе с кисточкой и карандашом строго запрещается: брать их в рот, засовывать в ухо, нос, глаза, размахивать ими, ломать, выщипывать ворсинки из кисточки, класть в непредназначенное для них место, рисовать на теле или одежде, бросаться ими.
• Мелкие детали конструкторов нельзя брать в рот, засовывать в нос, ухо. При обнаружении ломаной или треснувшей детали, отдать ее воспитателю.
Игра «Экзамен для Незнайки»
Цель: закрепить навыки положительных поступков и правил пребывания в детском саду.
Сюжет. Незнайка говорит утверждение, дети исправляют ошибки.
• «Размахивай» вилкой и ножом.
• Если ударился «ничего не делай».
• Рисуй «на стенах в туалетной комнате»
• «Засовывай» мелкие детали в нос.
• «Отнимай» игрушки у детей.
• «Ломай» мебель в детском саду.
• «Сиди» на подоконниках в туалете.
• «Играй» в коридоре.
«Если ты потерялся»
Цель: правила поведения и общения на улице с прохожими, закреплять умение называть свою фамилию, имя, домашний адрес, телефон.
Сюжет. Педагог спрашивает у детей, как они провели день (вечер, выходной). Дети высказываются, делятся воспоминаниями. Педагог делится своими делами, как он провёл день. Рассказывает историю, что встретил на улице заблудившегося ребёнка. Он был один и плакал, потому что потерялся. Он не знал, что делать.
Проблема. Как поступить ребёнку? Дети высказывают разные мнения.
Решение.
• Надо хорошо знать свой адрес, имена родителей, номера телефона;
• Если отстал, нужно оставаться на том же месте, а не уходить искать;
• Можно обратиться за помощью к взрослым, желательно к тем, которые «на службе»: милиционер, продавец, дежурный метро и др.
• При обсуждении правил рекомендуется показать их целесообразность, а не только категоричность. Обсудите: «А почему лучше обратиться к милиционеру, чем к случайному прохожему?» или «Почему нельзя уходить с места?»
«Внимание, опасно»
Цель: помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами дома (электрические приборы).
Сюжет. Педагог вносит в группу загадочный чемодан. Дети вспоминают, что там лежало. Педагог предлагает пофантазировать, что там лежит теперь. После открытия чемодана, рассматриваются предметы (предметы изображены на картинках). Дети высказывают разные мнения. Проблема. Что объединяет все эти предметы? Дети высказывают разные мнения.
• Решение.
• Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т. д.
• Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
• Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
• Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.
• Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.
«Кто живет в розетке»
Цель: дать представление об опасности электричества.
Сюжет. Экспериментирование. Дети садятся вокруг стола. Перед педагогом коробка с шариками из пенопласта, накрытая прозрачным пластиком.
- Что лежит под стеклом? Я попробую заставить их двигаться. У меня есть варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным.
Педагог натирает пластик шерстяным лоскутком. Накрываем коробку с шарики.
- Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали).
Ставится перед детьми проблема: Почему они зашевелились? Как стекло стало волшебным?
Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.
Проблема. Можно ли играть с электричеством в быту? Дети высказывают разные мнения.
Решение. Электричество интересно в фокусах, но опасно при неправильном обращении.
«Огонь - друг и враг»
Цель: дать представление о последствиях опасных игр с огнем.
Сюжет. На доске нарисован костёр. Одна половина красная, другая – зелёная. Педагог предлагает картинки с пользой огня: древние люди у костра, туристы у костра, строители на стройплощадке разводят костры для разогрева битума, жители частных домов сжигают сухие ветки деревьев и картинки с опасностью огня: костер в квартире, мальчик зажигает спички, мальчик зажигает фейерверк в руке. Задание: расставить и объяснить своё мнение по половинкам костра. Подводим детей к выводу: красный цвет - опасность, а зелёный цвет - польза.
Проблема. почему огонь разделён пополам? Дети высказывают разные мнения.
Решение. Огонь друг для людей, но играться с ним нельзя.
Игра «Что делать, если пришла беда»
Цель:
- развивать умение внимательно слушать высказывание,
- исправлять ошибку в высказывании.
Сюжет. Педагог говорит мнение, дети исправляют ошибку.
• Если потерялся, «беги искать родителей».
• Смотри на фейерверк «около него».
• «Разговаривай с незнакомыми» людьми.
• В помещении «можно бегать и толкаться».
• Трогай шнур «мокрой» рукой.
• Выключай телевизор за «шнур».
• «Забудь» домашний адрес.
• Играй со «спичками».
«Незнайка идет в гости»
Цель: уточнить правила перехода улицы.
Сюжет. Педагог сообщает, что к нам придёт Незнайка. Педагог обращает внимание, что Незнайки долго нет. Появляется Незнайка и рассказывает, что он не мог перейти улицу, потому что в его городе меньше машин и едут медленнее. Спрашивает у детей, как они переходят улицу. Дети рисуют улицу, знаки и дома. По рисункам рассказывают, как переходить улицу по безопасному переходу.
Проблема. Как правильно перейти улицу.
Решение. Улица состоит из тротуара и проезжей части. Путь должен быть безопасным (переходить по светофору или зебре).