Любовь Капитонова
Игровой тренинг «Правила безопасного поведения в социуме»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой тренинг в работе воспитателя как форма работы по формированию у детей навыков безопасного поведения в социуме.
Игра в дошкольном возрасте имеет важнейшую роль. Посредством игры дети познают мир и удовлетворяют свою потребность в активной деятельности. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Игровой тренинг „Правила безопасного поведения в социуме“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающим его миром. Жизнь доказывает необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложившихся условиях. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения являются игры-тренинги и анализ конкретной ситуации. Особенность данного метода заключается в том, что он содержит в себе и знания о правилах безопасности, и учит их применять на практике. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций :
• Использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате;
• Предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей;
• Появление препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;
• Поддержание адекватного эмоционального фона.
Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники чувствуют себя намного увереннее в реальных условиях. В целях профилактики детских страхов заканчивать каждое занятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в весёлую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьёзно.
Основное содержание по основам безопасности можно распределить по направлениям :
• «моё здоровье»;
• «безопасность в помещении»;
• «безопасность и природа»;
• «общение с незнакомыми людьми»;
• «правила дорожного движения».
Например, игровые ситуации «В парке», «Ядовитые растения», «Собака-друг человека», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное - несъедобное» помогают вводить детей в мир природы, учат детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнёзда). Мы тоже с детьми провели праздник «День птиц». Дети много узнали о птицах, которые занесены в Красную книгу, просматривая презентацию о них. Так же провели занятия по аппликации «Скворечник – домик для птиц».
Затем повесили скворечник, в котором сейчас поселились скворцы.
Дошкольники знакомятся с представителями флоры и фауны. При этом необходимо объяснять, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.
В качестве дополнительного материала необходимо включать в работу использование литературных произведений: стихотворений, загадок, пословиц, их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определёнными педагогическими задачами.
Мы с детьми вспомнили такие сказки как «Колобок», обсудили, что нельзя одному уходить из дому, обыграли сказку.
Большинство детей считают, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают, что опасность представляют, прежде всего, мужчины («дядя с бородой», а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред. Тренинг «Незнакомец звонит в дверь», был проведен с детьми нашей группе. Обсуждали, как бы они поступили, если звонили к ним, а они были одни дома. Дима сказал: «Я сейчас позвоню в полицию, и тут же уточнили номер телефона, по которому он бы позвонил, и что бы ты сказал (адрес и где, что случилось). София сказала: «Я не умею открывать замок». «Какая ты молодец, правильно догадалась.
Также вспомнили сказку «Волк и семеро козлят, провели беседу по содержанию, обыграли ее.
Дети сами сделали анализ.
Нами рассмотрены и обсуждены возможные ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого, например, хватает за руку, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение. Необходимо объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях: громко кричать, призывая на помощь и привлекать внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!» Разъяс-няем детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Целесообразно разыграть разнообразные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми.
Обыграли сказку «Кот, петух и лиса».
После беседы по содержанию и инсценировки сказки «Красная шапочка», дети усвоили, какие правила безопасности нарушили Красная Шапочка и бабушка. (Красная Шапочка заговорила с Волком и рассказала, где живёт её бабушка. А бабушка сказала Волку как открыть дверь).
Что касается ПДД, то мы используем такие ситуации как «Школа светофорных наук», «Катаемся на роликах и велосипедах», «Перекресток», «Путешествие за город», «Как пешеходы и водители поделили улицу», «Во дворе». Они позволяют сформировать у детей навык грамотного поведения на дороге, развивают представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций. Объясняя правила дорожного движения, рассказываем детям, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транс-порта можно увидеть на улицах города, как следует переходить дорогу, знакомим их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»).
В ходе специальных игровых ситуаций говорим детям, что предметы домашнего быта, также могут являться источниками опасности. Обращаем внимание дошколят на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Подобранные игры-тренинги позволяют нам обучить детей правильному поведению в экстремальных ситуациях в быту, например, во время возгорания, задымления и ознакомить детей с алгоритмом действий.
Вспомнили с детьми содержание книги «Кошкин дом», обыграли сюжет – выстроили из лего дом с нарисованным пламя огня, вспомнили номер пожарной охраны. Предложили детям подумать, чем можно погасить пламя, если нет воды? Играли в игру «Мы – спасатели», «Как вызвать пожарных, скорую помощь, полицию?».
Провели занятия по аппликации, рисованию, обыгрывали сюжеты, рассматривали иллюстрации.
Необходимо объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, залог жизненного успеха и привлекательности. Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, обращаем внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняем необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним.
Нужно уделить внимание эмоциональному благополучию дошкольников. Этому способствуют следующие ситуации «Как устроено тело человека», «Красота и здоровье», «Одежда и здоровье», «Отношение к больному», «Действия при кашле, чихании», «Все ли у тебя хорошо», «Чем ты огорчен?».
Обучение пользованию телефоном для вызова пожарных, «скорой» помощи, полиции требует работы по профилактике ложных вызовов.
Следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребенок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка.
Много загадок было загадано об электроприборах, рассматривали их.
Уточнили правила обращения с электроприборами. Дети сделали вывод по каждой конкретной ситуации.
Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. Предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. Сотрудничество воспитателя с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Были проведены беседы, сделаны папки передвижки на тему: "Безопасность поведения ребенка в социуме».
В целом, все реализуемые направления по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения подчинены тому, чтобы ребенок научился эффективно взаимодействовать и общаться с окружающим миром. Необходимо учитывать, что общение детей в игровых ситуациях, «прого-варивание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами, дают возможность формировать опыт безопасности у детей.
Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценностей жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации в ходе наших тренингов позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.