Елена Денисова
Игровой самомассаж с использованием природного материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой самомассаж с использованием природного материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: расширить у педагогов представления о нетрадиционных способах и приёмах коррекции речи дошкольников, развитии мелкой моторики с использованием природного материала.
Задачи:
Познакомить участников мастер – класса с организацией проведения самомассажа с использованием в качестве ручных тренажоров природного материала.
Публикация «Игровой самомассаж с использованием природного материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Расширить представления об играх с природным материалом, которые способствуют развитию мелкой моторики рук и ног детей дошкольного возраста.
Материал : массажные дорожки, контейнеры с шишками, грецкими орехами, веточками, чурбачками.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите внимательно и полюбуйтесь своими руками. Сколько тайн хранит в себе рука. По определению древнегреческого философа Аристотеля рука – это «инструмент инструментов». Имея разные инструменты, скульптор лепит из глины, пластилина или гипса руками; живописец в ответственный момент отбрасывает кисть и растирает краску на холсте пальцем. Более совершенного инструмента, чем руки, в природе не существует. Все мы знаем закономерность, установленную учё ными всего мира: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Статистические данные последних лет показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 40 – 50 %. Однако развивая руку ребёнка, мы забываем, что стопа и пальцы ног обладают теми же нервными окончаниями, разрабатывая которые, мы сможем стимулировать скрытые потенциальные возможности ребёнка. Опыт работы показал, что традиционные методы развития мелкой моторики не позволяют в полной мере заинтересовать детей и достичь нужного эффекта. Поэтому я в своей работе стала искать нетрадиционные методы. Такими нетрадиционными методами стали игры и комплексы упражненияй с использованием природного материала (шишки, веточки,чурбачки, семена, крупы, камни и песок). Эти комплексы игр и упражнений для самомассажа представила в своей книге А. С. Фалева «Самомассаж с использованием природного материала»
Самомассаж с использованием природного материала :
- способствует развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и качественных представлений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышления и речи;
- оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц;
- оказывает благоприятное воздействие на весь организм в целом;
- помогает снизить эмоциональное напряжение у детей;
- всегда доступен, не требует финансовых затрат;
- вызывает активный интерес у детей.
Игровой самомассаж мы можем использовать, как на занятиях, так и режимных моментах, в сюжетно – ролевых играх, на прогулке. Чтобы занятия проходили весело можно читать стихи, петь песенки.
Иры и упражнения мы можем рекомендовать родителям для работы дома.
А сейчас, вашему вниманию, я представляю игровой самомассаж природным материалом.
Что за чудо?
Наши ножки оказались на дорожке.
На дорожке не простой,
а затейливой такой!
Вот полянка перед нами
Вся усыпана цветами.
Мы не будем их срывать,
Будем ножками ступать!
Ну, а тут, морское дно,
Манит очень нас оно.
Мы по камушкам пройдёмся,
Будто в море окунёмся!
Впереди нас мостик ждёт,
А под ним река течет.
Мы по мостику пройдём
Наши ножки разомнём.
(дети друг за другом идут по дорожкам здоровья).
А потом ещё немножко
Разомнём свои мы ножки.
Мы к полянке все идём
Сразу чурбачки возьмём
И скорей массаж начнём.
(дети садятся на подушечки в форме цветов)
1. Комплекс упражнений для самомассажа ступней ног.
Вы, ребята, не зевайте,
Чурбачки скорей катайте!
По полу назад – вперёд,
А потом наоборот.
(Дети сидят на подушечках. Руки в упоре сзади. Ступни ставят на чурбачки. Выполняют перекатывающие движения по полу сначала одновременно вперёд – назад, затем попеременно. Темп движения увеличивают).
Раз, два, три, четыре, пять
Надо нам чурбак поднять.
(Чурбак зажат между ступнями. Не выпуская чурбачок, дети поднимают его ногами).
Игра «Заверни чурбачок в платочек»
(Пальчиками ног дети стараются завернуть чурбачок в платочек).
Орешком по стопе катаем
Ножки наши укрепляем.
(Ножка лежит на ножке, орех в руке. Дети выполняют круговые движения по ступне. Силу и темп увеличивают).
Шишкой пальчики помнём,
Бегать быстро мы начнём!
(Ножка лежит на ножке, шишка в руке. Дети выполняют покалывание пальцев на ногах шишкой. Силу и темп увеличивают).
2. Комплекс упражнений для самомассажа рук.
Шишки в руки мы возьмём
И тихонечко сожмём.
Рука левая сжимает,
Правая ей помогает.
(Шишки лежат на ладошках обеих рук. Сначала дети выполняют лёгкое сжатие шишек пальцами рук одновременно, потом попеременно).
Мы теперь ладошки греем.
Растираем их быстрее!
Шишка ручкам помогает
И ладошки согревает!
(Шишка лежит между ладошками, пальцы прижаты друг к другу. Дети выполняют перетирающие движения, катая шишку вперёд – назад, темп и нажим постепенно увеличивают.)
Игровой самомассаж ладошек шишками под песню Е. Железновой «Ходит ёжик»
Игра «Передай и не урони»
(дети стоят в кругу с шишкой в руке и под музыку начинают передавать свою шишку соседу, когда музыка меняется они начинают выполнять перетирающие движения шишкой).
Игровой самомассаж пальчиков веточкой под песню Е. Железновой «Дождь полил».
В заключении самомассажа ребята дают совет гостям.
Мы здоровье укрепляли,
Шишки, чурбачки катали.
По дорожкам мы ходили
И массажу вас учили.
Упражнения повторяйте,
Организм свой закаляйте!