Евгения Кириллова
Игровой практикум для родителей.
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой практикум для родителей.
Как показывает практика, в семье и в детском саду сегодня отмечается дефицит игры. В представлении современных родителей ребенок уже с пеленок может и должен обучаться, а играть ему вовсе необязательно. Часто взрослые под игрой понимают только потеху, развлечение и не видят в ней серьезного дела. В связи с этим перед ДОУ встают следующие задачи :
убедить родителей в том, что игра – это и развлечение, и важный источник знаний для дошкольника;
Публикация «Игровой практикум для родителей,» размещена в разделах
объяснить мамам и папам, что только умеющий играть ребенок сможет в будущем найти в работе интерес и будет выполнять ее с желанием.
Так, педагогом – психологом была проведена диагностика (с помощью анкеты «Нужна ли ребенку игра и зачем?», которая выявила, что родители не придают серьезного значения социальной адаптации личности и развитию коммуникативной культуры детей. Гораздо большее значение для современных мам и пап имеет подготовка к школе – это не только приобретение детьми определенного набора знаний, умение и навыков, но и, прежде всего:
умение быть способным к волевой регуляции своего поведения;
готовность к принятию новой социальной роли ученика;
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Все эти качества успешно формируются в игре.
Анализ анкетных данных показал, что большинство родителей (62 % опрошенных) не создают условий для полной игровой жизни, т. е. не играют с детьми, а с 13 % опрошенных считают, что «игра – пустое времяпрепровождение».
Особенности родительского подхода к вопросам обучения и наши педагогические опасения за правильное развитие детей привели к поиску и использованию новых форм работы с воспитанниками и их родителями, которые помогли бы полнее раскрыться творческим способностям каждого ребенка, способствовали развитию инициативы. А родители могли бы увидеть труд своего ребенка в достижении каждой поставленной перед ним цели, почувствовать ту нагрузку, которую дети несут за день, проведенный в детском саду. И такие формы работы были найдены. В первую очередь работа проводилась с педагогами. Для них организовывались консультации, тематические семинары, посвященные нетрадиционным формам взаимодействия ДОУ с семьей, круглые столы по проблемам правового воспитания и т. д.
В процессе этой деятельности определялись возможные формы и методы работы с родителями по повышению их педагогической культуры. Мы начали привлекать их к участию в праздничных постановках. Сценарии утренников составлялись так, чтобы от родителей зависело продолжение игрового сюжета. Например:
нужно решить задачу, чтобы помочь детям благополучно добраться до царства Весны;
детский оркестр зазвучит лучше, если к нему присоединится хор мам и бабушек;
праздничный поезд поедет только с машинистом, а эту сложную работу мы можем доверить только мужчине. Пусть наш поезд поведет папа (дедушка).
Родители с удовольствием идут на такое взаимодействие. Праздник воспринимается ими уже не как концерт, а как совместное с детьми действо. Благодаря таким утренникам родители через свои переживания смогли почувствовать, сколько выдержки, собранности требует от их ребенка каждое выступление.
Также были изменены традиционные формы проведения родительских собра-ний, когда родители приходили только послушать сообщения педагогов и администрации. Например, на одном из собраний родители попадали в сказку, становились ее героями и искали выход из сложившейся ситуации.
Однако важнейшим достижением этой работы стала организация игрового практикума «Курсы языка детской игры», который включил в себя семь занятий (приложение). Курсы проводились раз в месяц в течение учебного года. Каждое занятие ведет соответствующий специалист.
При проведении данных курсов мы столкнулись с определенными трудностями.
Во – первых, не сразу удалось привлечь всех мам и пап хотя бы просто посетить занятия. Мы оформляли красочные объявления, наши воспитанники своими руками делали приглашения собственным родителям. Но на первые занятия все равно пришло только около десяти человек. Однако на курсах затрагивались актуальные для них проблемы, поэтому со временем количество посещающих их родителей становилось все больше и больше.
Во – вторых, нам было необходимо убедить родителей в том, что дошкольнику, которому в скором будущем предстоит стать школьником, гораздо важнее овладеть такими качествами, как усидчивость, внимательность, умение не только слушать, но и слышать педагога, нежели механически считать до ста и обратно, не понимая смысла счета. Например, некоторые родители очень гордились тем, что их ребенок умеет читать, при этом они не придавали никакого значения тому, что он не понимает смысл прочитанного и не в состоянии пересказать то, о чем только что прочитал.
Однако одна лишь теория вряд ли убедила бы наших мам и пап. Необходимо было на практике продемонстрировать им важность игры. Так, например, на первом занятии, тема которого была «Игры нашего детства», мы предложили родителям совершить маленькое путешествие в собственное детство и вспомнить, в какие игры они сами играли в детские годы, какие эмоции и ощущения возникали у них во время проведения той или иной игры. Вначале родители стеснялись и смущались, но постепенно даже самые неактивные охотно включались в общую игру.
Затем, от занятия к занятию, родители осваивали практические навыки игрового партнерства со своим собственным ребенком и его сверстниками, овладевали способами развертывания сюжета игры. Так постепенно с помощью «Курсов языка детской игры» мы добились следующих результатов:
родители приобретали ценный практический опыт;
они стали больше играть со своими детьми, что видно из рассказов малы-шей;
изменилось отношение родителей к ДОУ и к его коллективу, мы стали по-лучать больше помощи при подготовке праздников и других мероприятий.
Такое сотрудничество помогло родителям глубже осознать особенности возраста детей, их интересы и возможности, любить своего ребенка таким, какой он есть, с его индивидуальным характером, оригинальной манерой самовыражения.
Анкета для родителей
«Нужна ли ребенку игра и зачем?»
1. Какие игры и игрушки предпочитает Ваш ребенок?
___
___
2. В какие игры Вы играете вместе с ребенком?
___
___
3. Игра – это серьёзное занятие или пустое времяпрепровождение?
___
___
4. Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
___
5. Есть ли у Вас общие занятия и увлечения?
___
6. Предпочитаете ли Вы проводить вместе с детьми свободное время?
___
7. Чем Ваш ребенок занят вечером, после прихода из детского сада?
___
8. Какие детские игры Вы знаете сами?
___
___
9. Как вы считаете, для чего ребенку нужна игра?
___
___
___
10. Сколько времени проводит Ваш ребенок у телевизора?
Кто включает ребенку телевизор? Кто выбирает телепередачи для про-смотра?
___
___
___
___