Марина Аксёнова
Игровой массаж как способ укрепления здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРОВОЙ МАССАЖ КАК СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Здоровые и счастливые дети – мечта любого родителя. Мамы и папы современного мира прекрасно знают, какое огромное влияние оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького человека.
Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объема информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности.
В настоящее время большое внимание уделяется игровому массажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики и лечения различных заболеваний. Овладеть массажными приемами может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования. Массаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослыми. В результате регулярных занятий массажем здоровый ребенок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников.
Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической и гигиенической целью. Детский игровой массаж оказывает влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Так же игровой массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубже лежащих тканей. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания.
Чем разнообразнее будут варианты процедур массажа, тем интереснее детям их выполнять. В идеале игровой массаж для детей должен представлять комплекс различных приемов, сочетающих: музыкотерапию, дыхательную и артикуляционную гимнастику, непосредственно массажные движения, детские песенки, стишки, прибаутки, пальчиковые, речевые игры.
Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. Дети выполняют массаж, сами одновременно являются персонажами сказки, развлечения, путешествия. Они могут быть и Лисонькой, и снеговиком, Петушком или веселым лягушонком. Дети закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.
Инструментом, с помощью которого выполняются манипуляции, являются руки, однако иногда могут использоваться мешочки с крупой или песочком, кисточка, резиновый ежик, поролоновая губка, игрушечная машинка, кусочки ваты, бумажные листочки, и другие материалы, а также мягкие игрушки в соответствии с текстом песенок, стишков или прибауток.
Процедура массажа в форме игры может быть пассивной и активной. В первом случае манипуляции проводятся индивидуально специалистом или педагогом. Одним из вариантов такого детского игрового массажа являются «Сороконожки»:
Две больших сороконожки побежали по дорожке (простучать пальчиками от головы до пяток);
Все бежали и бежали, и друг дружку обгоняли (повторять несколько раз, увеличивая темп постукиваний и ускоряя интонацию);
До чего ж они устали (перейти на спокойные поглаживающие манипуляции);
Передохнули? (на этот вопрос ребенок должен энергично закивать);
Вот и снова побежали (сделать все манипуляции заново).
Активный детский игровой массаж может быть: групповой, при котором дети делают манипуляции друг другу, и самомассаж. Групповой игровой массаж в детском саду является очень полезным, он способствует приобретению навыков, помогающих правильно самовыражаться; развитию ребенка в физическом, эмоциональном, интеллектуальном плане; формированию таких черт, как: инициативность, решительность, самостоятельность; совершенствованию двигательных функций; улучшению осанки. Примером группового детского массажа может служить детская потешка «Суп», которая прекрасно применяется на групповых занятиях - дети встают друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего ребенка:
Чики-чики-чики-ща! Вот капуста для борща! (дети постукают ладонями);
Покрошу картошки, свеколки, морковки (постукиваю ребрами ладоней);
Полголовки лучку да зубок чесночку (поколачивают кулачками);
Чики-чок, чики-чок! И готов борщичок! (поглаживают ладонями).
При детском игровом самомассаже специалисты рекомендуют использовать вариант под названием «Неболейка» — комплекс движений, служащий прекрасной профилактикой различных простуд:
Чтобы горлышко не болело, мы его погладим смело (мягко погладить в районе шеи — от подбородка к ключице);
Мы и лобик разотрем — ставим ручки козырьком (над бровями приложить кисти рук ребром к коже, сделать движения вверх-вниз по косой, от центра в стороны и назад);
Пальчиками вилку сделай — ушки разомни умело (раздвинуть второй и третий пальцы, растереть ушную раковину, область за ней);
Чтобы не чихать и кашлять — носик растираем часто (сделать движения по крыльям носа);
Теперь здоровенькие мы — нам простуды не страшны! (потереть ладошки между собой)
Детский самомассаж практически универсален: его можно делать в любом месте, он достаточно эффективен, хорошо отвлекает ребенка от внешних обстоятельств.
Игровой массаж оказывает влияние на физическую подготовленность детей и побуждает дошкольников приобщаться к здоровому образу жизни. Значительное улучшение показателей качества здоровья детей будет происходить лишь в том случае, если игровой массаж будет носить не случайный характер, а прочно войдет в систему физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей не много. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с применением методов совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Список литературы:
1. Картушина М. Ю. «Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада».- М. : «Сфера», 2004.
2. Красикова И. С. «Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет».- СПб. : «Корона принт», 2003.