Лариса Соколова
Игровое развивающее пособие для детей старшего дошкольного возраста «Расскажи о своей Родине»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровое развивающее пособие
для детей старшего дошкольного возраста
«Расскажи о своей Родине».
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание дошкольников с тяжелыми нарушениями речи – это один из аспектов целостного воспитательного процесса, направленный на формирование патриотизма как качества личности и являющийся средством развития речевых навыков ребенка: расширения словарного запаса; обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка; развития навыков связной речи.
Публикация «Игровое развивающее пособие для детей старшего дошкольного возраста „Расскажи о своей Родине“» размещена в разделах
Одним из показателей гармонично развивающейся личности ребенка является умение грамотно пользоваться своими речевыми навыками: уметь правильно и развернуто отвечать на поставленный вопрос, полно описывать свои впечатления, понятно доводить до собеседника свои мысли. Патриотическое воспитание в полной мере позволяет нам вовлечь ребенка в речевой процесс и развить все эти навыки. На помощь нам приходит изучение истории родного края, фольклорное достояние нашего народа, русские народные игры и забавы, активно наполненные речевым материалом.
Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны,бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации.
Цель:
Развитие связной речи у детей с ТНР старшего дошкольного возраста через воспитание любви к Родине.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
1. Расширять и углублять знания детей о родном крае, его истории, достопримечательностях, о большой Родине – России.
2. Совершенствовать связную речь, коммуникативные навыки.
3. Формировать у детей умение находить в зданиях, изображённых на картинках, сходство и различие.
4. Обогащать представления детей о профессиях.
5. Расширять представление о том, что Россия – многонациональная страна.
Коррекционно - развивающие :
1. Развивать диалогическую и монологическую формы речи старших дошкольников.
2. Развивать потребности в активном творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями.
3. Развивать нравственно – патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного края.
4. Развивать у детей дошкольного возраста интерес к русским традициям и промыслам.
Коррекционно - воспитывающие:
1. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему миру и людям.
2. Воспитывать интерес к родному краю, родной стране Россия, уважительное отношение к труду его жителей.
3. Воспитывать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Описание развивающих возможностей игрового пособия
Дети старшего дошкольного возраста уже способны к самостоятельным выводам, заключениям, обобщениям. Неоценимую помощь для развития этих способностей оказывают дидактические игры.
Дидактическая игра «Расскажи о своей Родине» выполнена в виде развивающей книги - энциклопедии.
Игровое пособие предназначено как для совместной деятельности взрослого и ребенка, так и для самостоятельной деятельности старшего дошкольника.
Методика использования дидактического пособия «Расскажи о своей Родине» в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Задания многих игр, рассчитанных на детей старшей группы, предполагают сотрудничество ребят, совместный выбор картинок, игрушек, их сравнение, обсуждение особенностей предметов, способов их классификации. Это способствует активизации имеющихся у детей знаний, способов их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе совместного выполнения заданий происходит взаимный обмен знаниями, опытом.
Дидактическое пособие «Расскажи о Родине» представленно в виде развивающей книги – энциклопедии и состоит из 10 страниц плотного картона. В игре могут принимать участие 2 или 4 игрока.
Правила игры:
На каждой странице необходимо найти пару одинаковых предметов, обозначить их обеими стрелками часов и назвать цифры, на которые указывают стрелки. Если ребенок играет с взрослым, то правильные ответы закрываются фишками до тех пор, пока все картинки на циферблате не будут закрыты, и взрослый проверяет правильность выполнения заданий игры. Если ребенок умеет читать, он может проверить свои ответы. Они расположены в конвертах на левой стороне книги. А если дети играют вдвоем, они закрывают по одной картинке из каждой пары.
Тематика страниц пособия :
1. «Любимые сказки» - Найди две одинаковые
2. «Профессии» - Подбери к профессии инструменты
3. «Транспорт» - Найди два одинаковых вида
4. «Декоративно – прикладное искусство»-Подбери пару
5. «Россия – многонациональная страна» - Найди одинаковые костюмы
6. «Промыслы в Древней Руси» - Подбери парочку
7. «Путешествуй самостоятельно» - Ребенок самостоятельно выбирает картинки из одного любого кармашка и раставляет их на циферблате, а потом находит парочку и закрывает ее фишками. В этом случае можно играть одному или вдвоем и быть водящим.
Список используемой литературы:
1. Глухов В. П. «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием».
2. Нищева Н. В. «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста».
3. Н. Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду», Москва, Мозаика – Синтез, 2014 год.
4. Н. А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», Линка – Пресс, 2012 г.
5. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», Перспектива, 2009 г.
6. О. В. Дыбина «Что было до…» (Игры – путешествия в прошлое предметов, Сфера, 2004 г.
Описание техники изготовления игрового пособия
Для изготовления пособия использован плотный картон и металлические кольца, чтобы детям было удобно перелистывать страницы книги. В середине каждой страницы вырезан круг диаметром –14 см. На последней странице книги приклеен циферблат, вырезанный из плотной и мягкой фанеры, с цифрами и 2 стрелками, который по высоте подходит для всех страниц пособия.
Яркие и красочные карточки для пособия выполнены на плотной бумаге. Они подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания составлены с учётом принципа «от простого к сложному».
Кармашки для ответов склеены также из плотного картона спокойных цветовых тонов и удобны для применения.
Книгу украшают объемные часы с подвижными стрелками. Карточки распечатаны на плотной бумаге.
Для развития эстетического вкуса ребёнка для дидактического пособия была подобрана красивая и мягкая, спокойная цветовая гамма. Цвета отдельных элементов дидактического пособия сочетаются между собой.