Лариса Макарова
Конспект игрового пособия «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРОВОЕ ПОСОБИЕ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-7 ЛЕТ. В ТОМ ЧИСЛЕ С ОВЗ (С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)
Аннотация: В сoвременном обществе увеличивается число детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении и развитии эмоционального интеллекта. Дети не могут понять чувства других, не умеют понимать свое настроение и внутреннее сoстояние других людей. У многих детей появляется напряженность, занижена самооценка, дети становятся тревожными. Развития эмоционального интеллекта у детей дoшкoльного возраста является важным при организации и реализации образовательного процесса, особенно в наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания. Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в старшем дошкольном возрасте, потому что именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства.
Публикация «Конспект игрового пособия „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Дидактические игры и пособия по сказкам
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Ключевые слова: эмоциональный интеллект; внутренней регуляции поведения; эмпатия
Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека. Она помогает внутренней регуляции поведения: через переживание положительной или отрицательной эмоции выражается оценка события, явления. Эмоции могут служить способом познания мира, общения с другими, кроме того, они насыщают человеческую жизнь красотой и богатством переживаний, делают ее полифоничной.
Эмоциональный интеллект зависит от множества внешних и внутренних факторов: влияний социального окружения, содержания и типа активности человека, культурных влияний, специфики личностных характеристик и когнитивных функций, состояния и функционирования нервных процессов и другого. Значительная часть детей дошкольного возраста испытывает трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации (по разным данным количество таких детей составляет от 3 до 15%). Отмечается, что это крайне неоднородная категория воспитанников, традиционно включающая в себя детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
По мнению Г. Г. Горсковой, эмоциональный интеллект - это способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа. [6, c.104]
Эмоциональный интеллект (эмоциональные компетенции) включает в себя: -Умение контролировать свои аффективные импульсы; -Умение определять свои чувства и признавать (принимать) их; -Способность использовать свои эмоции на благо себе и окружающим; -Умение эффективно общаться с другими людьми, находить общие точки соприкосновения; -Способность распознавать и принимать чувства других людей; - Способность к эмпатии. Игровое пособие «В гостях у сказки» – это материал, с помощью которого вы легко поможете своему ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать у ребенка умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, у ребенка сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Игровое пособие «В гостях у сказки» поможет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть различные пути их решения, даст ребенку возможность идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, личностные конфликты и успешно разрешить их. Важной чертою сказки является то, что в ходе ее происходит трансформация. А именно, маленький и слабый герой в начале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание ребёнка, это отличный метод передачи знаний, опыта, умений и навыков детям. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. Повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их – это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме этого, очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории.
Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства.
Эмоции возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром. Необходимо помочь ребенку адекватным формам реагирования на те или иные ситуации и явления внешней среды.
Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы ребенок не переживал того, что он переживает. Как правило, бурные аффективные реакции - это результат длительного зажима эмоций.
Не существует плохих или хороших эмоций, и педагог во взаимодействии с ребенком должен непрерывно обращаться к доступному для ребенка уровню организации эмоциональной сферы, способствовать аффективной регуляции ребенка, оптимальным способам социализации.
Данное пособие уникально тем, что поможет детям овладеть навыками управления своей эмоциональной сферой; развивать способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их оценивать и полноценно переживать; развивать воображение, внимание, память, восприятие; развивать связную речь; тренировать невербальные средства общения; прекрасная тренировка наблюдательности, внимания, художественного вкуса; Можно сказать, что ребенка сказка тянет вперед, а взрослого возвращает назад, в детство. В народе говорят: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!» Эта прописная истина известна каждому человеку с детства.
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка
Цель игрового пособия : способствовать развитию эмоционального интеллекта, вербализации чувств и мыслей, которые подавляются.
Задачи:
• помочь найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам;
• развивать эмоциональную сферу дошкольника, обогащать образами и представлениями, формирующими воображение;
• активизировать в ребенке творческое, созидающее начало, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, оригинальности мышления;
• снижать уровень тревожности и агрессивности у детей;
• развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;
• сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.
Игровое пособие «В гостях у сказки» - это прозрачная книга из пентопринта, набор сказочных плоскостных героев, фломастеры, картотека сказок. В картотеке собраны психологические сказки, направленные на коррекцию поведения, скрытые страхи, внутренние конфликты. Ребёнок применяет на себя роль выбранного героя, прикладывает плоскостные фигуры к страницам книги или изображает героя сам, рисует сюжет, создаёт сказочную историю, выход из создавшейся ситуации. Сказочная ситуация, которая задаётся ребёнку, должна содержать актуальную для ребёнка проблему «зашифрованную» в образном ряде сказки, не должна иметь правильного готового ответа, построена и сформулирована так, чтобы побудить ребёнка самостоятельно строить и прослеживать причинно – следственные связи. С помощью фломастеров оживают страницы книги. Перелистывая страницы ребёнок рисует сюжет. Фломастеры легко стираются влажными салфетками, поэтому всегда можно исправить или изменить картинку.
1 вариант:
Детям предлагаются иллюстрированные сказочные герои и они сами придумывают разные истории и приключения, изображая их с помощью фломастеров на прозрачных страницах пособия.
2 вариант:
Детям зачитывается одна из предложенных сказок, которую они иллюстрируют на прозрачных страницах пособия.
3 вариант:
Дети сами придумывают героев и разные ситуации, в которых им предстоит найти верное решение.
Пример: Сегодня мы вместе со сказочным героем отправимся в путешествие по сказке и вместе с ним будем творить чудеса.
Жадина.
Жили в лесу зверята - милые ребята. Приближался сентябрь. Значит в школу пора. Медвежонок к школе давно готов. Сядет на травке, разложит школьные принадлежности и любуется ими. Зверята это видят, подходят к нему и начинают разговоры вести.
(Рисуется первая страница)
Лисёнок (осторожно) : Медвежонок, дай, пожалуйста, ручку.
Я потренируюсь, как надо писать, потом тебе верну.
Медвежонок (поспешно) : Нет-нет! Ты мне её не вернёшь.
Лисёнок (с досадой) : Да ну тебя! Жадина… (уходит).
А тут и… как вы думаете, кто может ещё подойти к медвежонку, давайте нарисуем (например Волчонок)
Волчонок (очень вежливо) :
Привет, друг! Что ты тут уселся и всё разложил?
Медвежонок (с восхищением) : Да вот, любуюсь!
Волчонок: У тебя такие красивые мелки! Дай мне порисовать.
А когда у меня появятся такие же, тоже дам тебе обязательно.
Медвежонок (резко) : Ни за что! Ты его изрисуешь, и у меня не будет такого красивого мелка.
Волчонок (вздыхает) : Что ж тут поделаешь? Ты хозяин (уходит).
Ведущая: Появляется следующий герой (кто может появиться? (Например Зайчонок)
Зайчонок: Ой! Как много вещей! И все нужные! А карандаши – просто прелесть.
Ведущая: Что может попросить Зайчонок у Медвежонка? Давай нарисуем.
Зайчонок: Дай мне, пожалуйста, оранжевый карандаш. Я нарисую морковку и тебе верну.
Медвежонок: Не дам! Вдруг ты его сломаешь.
Зайчонок: Я бережливый, не сломаю.
Медвежонок: Сказал - не дам! Значит не дам!
Зайчонок: Ну и жадина же ты! (уходит).
Медвежонок: Фу! Наконец-то избавился от всех. Даже жарко стало.
Унесу вещи в дом (собирает всё и уходит).
Ведущая: Как же нам помочь медвежонку справится с жадностью? Давайте нарисуем. (Можно принести ему бочонок мёда, корзину грибов или ягод)
А в лесу что-то назревало. Это зверята собрались навестить Медвежонка.
Зверята выбегают на полянку. Они держат большой пирог и протягивают его Медвежонку: Это тебе!
Медвежонок (удивлённо) : Это мне? За что?
Зверята поют:
Медвежонка уважаем, доброго всего желаем!
Жадность ты свою отбрось, либо дружба пойдёт вкось.
Медвежонок (обрадовано) : Я понял всё! Жадничать не буду.
Ведь нам скоро в одну школу поступать. Да и живём мы рядом. И соседи и друзья!
И Медвежонок оправдал доверие своих товарищей: больше никогда не жадничал.
А пирог тут же на поляне поделили и дружно съели.
Результативность В процессе оформления и оживления сказок с помощью игрового пособия «В гостях у сказки» у детей:
• Развито умение выражать и распознавать основные эмоции у себя и других людей;
• Сформировано понимание эмоциональной обусловленности поведения;
• Усвоены простые приёмы саморегуляции и произвольной регуляции поведения;
• Развита эмпатия, понимание других людей и оказание элементарной эмоциональной поддержки;
• Знаком с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях, адекватно использует эмоциональный словарь и паравербальные способы (громкость, интонация, темп);
• Проявляет инициативу и творчество в игровых сюжетах, выражая эмоции с помощью мимики, жестов, поз, движений.
Игровое пособие «В гостях у сказки» могут использовать в своей работе воспитатели, учитель - логопед, педагог - психолог, учитель - дефектолог, родители, а так же, непосредственно, дети самостоятельно на основе уже освоенных правил и игровых действий.
- в специально организованной образовательной деятельности,
- в образовательной деятельности в ходе режимных моментов,
- в свободной и самостоятельной деятельности детей,
- в процессе организации индивидуальной работы,
- в подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятиях специалистов ДОО, а так же в условиях семьи.