Лариса Храмова
Игровое пособие «Дары Ф. Фрёбеля» в образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Игровое пособие «Дары Ф. Фрёбеля» в образовательной деятельности.
Подготовила: воспитатель Храмова Лариса Александровна
Актуальность
Игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Используя игры можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Игры будят детское воображение и создают приподнятое настроение.
Цель работы:
Публикация «Игровое пособие „Дары Ф, Фрёбеля“ в образовательной деятельности» размещена в разделах
развитие у детей познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой активности с помощью игрового набора «Дары Фрёбеля»
Задачи:
• познакомить детей с сенсорными эталонами, их практическим использованием в конструктивной деятельности;
• развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, основываясь на практическом опыте;
• развивать физические качества детей;
• развивать творческое воображение детей;
• развивать навыки игрового взаимодействия со взрослыми и сверстками с использованием игрового набора «Дары Фребеля»;
• способствовать организации самостоятельной игровой деятельности детей с использованием «Даров Фребеля».
Ядром педагогики детского сада Фрёбеля была игра. Фребель первым систематизировал детские игры, определив для каждой свое место и время, разделив изобразительные, трудовые и ручные занятия. В основу всей деятельности, по мнению Ф. Фребеля, следует положить игры-занятия. Среди основных предметов для игр он предложил мяч, шар, валик, кубик, дощечки и т. д. Связь между этими предметами заключается в их материальной основе, с их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение, то есть все элементы человеческого знания. На этой основе Ф. Фрёбель ввел для занятий детей новый дидактический материал, назвав его «дарами». Дары Фрёбеля — это последовательная система развития. Шаг за шагом ребенок идет от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам. Наборы используются сразу, как один большой конструктор/мозаика. Порядок обучения, который Фридрих Фребель обозначил номерами. Это переход от объемных объектов к двумерной абстракции. Три игры Фребеля: формы жизни — создаем объекты из жизни ребенка. Формы знаний — создаем геометрические формы и открываем ребенку научные термины. Формы красоты — создаем узоры и симметричные рисунки.
Первый дар Фрёбеля (набор цветных мячиков различных цветов). Цель игры: знакомство с цветами; первичное понимание формы; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики. Ребенок начинает различать шары по их уникальному качеству — цвету. Это прекрасный способ представить цвета радуги маленькому ребенку. В 2-3 года с помощью мячиков, подвешенных на нитке, можно изучать различные направления движения — качающийся, вращающийся, прыгающий, танцующий и т. д. Вводите новые движения, когда ребенок уже знакомым с другими.
Второй дар Фребеля (набор из шара, цилиндра и кубика). Цель игры: знакомство с формами и свойствами предметов; развитие исследовательских навыков. Формы жизни. Используйте фигуры для представления вещей из жизни ребенка. Сфера — апельсин, цилиндр — детская бутылка или колесо, куб — это дом и т. д. Уложите части по-разному, например, цилиндр на кубе и сверху сфера создают человека. Стройте из фигур, включите в процесс коробку. Покрутите сферу и цилиндр. Формы знаний. Разделите тела, называя геометрические фигуры. Сортируйте их. Подсчитайте количество тел или количество поверхностей, краев, углов и т. д. Внесите понятия пространства над/под, спереди/сзади, вверх/вниз, напротив, после и т. д Формы красоты. Создавайте узоры и рисунки путем вращения твердых тел. Ребенок обнаружит, что, вращая одно тело, увидит форму другого.
Третий дар Фребеля (куб, разделенный на 8 простых деревянных кубиков) Цель игры: понимание целого и частей («сложное единство»); развитие творческих способностей; развитие координации; понимание симметрии.
Четвертый дар Фрёбеля (куб, разделенный на 8 деревянных плиток) Цель игры: развитие пространственного мышления; понимание взаимоотношений между различными частями целого; развитие зрительномоторной координации.
Пятый дар Фрёбеля (куб, разделенный на 27 маленьких кубиков, при этом 9 из них разделены на более мелкие составляющие). Цель игры: знакомство с понятиями квадрата и треугольника; знакомство с объемными формами (куб и треугольная призма); развитие воображения; развитие зрительномоторной координации.
Шестой дар Фрёбеля (куб, разделенный на 27 кубиков, многие из которых разделены на другие фигуры) Цель игры: знакомство с понятиями полуцилиндра; развитие пространственного мышления; развитие воображения. Формы жизни. Попросите ребенка использовать блоки для представления вещей из своей жизни. Ребенок может начинать с простых форм — поезда, башни и т. д. Новые возможности в строительстве создают новые ассоциации. Введите такие слова, как кирпич, черепица, ступень. Создавайте ассоциации и истории сами, также поощряйте создание их ребенком, задавая вопросы. Формы знаний. Сортировка, разделение, подсчет, арифметика (сложение, вычитание, умножение, деление, дроби (части целых) и понятия — линия, куб, квадрат, плюс, равный, половина. Всё это можно объяснить дарами 3,4,5,6. Начните с подсчета кубов и поместите их рядом друг с другом в линию и показывая, что «один и один — два», «два и один — три» и т. д. Формы красоты. Наблюдайте за изобретением ребенка, а не «рассказывайте» ему о том, что делать с кубами. Слушайте рассказы. Седьмой дар Фрёбеля (набор плоских дощечек, содержит 8 геометрических форм. Цель: демонстрирует абстракцию, подготавливает ребёнка к рисованию. Восьмой дар Фрёбеля (деревянные палочки) Цель: демонстрирует линию и вводит понятие длины.
Девятый дар Фрёбеля (кольца и полукольца) Цель: представляет идею кривой. С этим даром ребенок: тренирует мелкую моторику рук, развивает зрительно-моторную координацию; развивает творческие способности - составляет различные узоры и картинки; готовит руки к рисованию и письму.
Десятый дар Фрёбеля (мелкие разноцветные фишки) Цель: демонстрирует, что линия состоит из точек. Благодаря этому Дару ребенок: сортирует и упорядочивает фигуры пор цвету и форме; обучается счету - использует фишки в качестве счетного материала; развивает игровую деятельность.
Формы знаний. Разнообразие форм и углов делает седьмой естественным инструментом для выражения геометрии. Формы можно комбинировать для создания множества геометрических форм, — шестиугольник, трапеция, ромба.
Формы жизни. Дети представляют объекты из жизни в двух измерениях. Начните с небольшого количества штук (4-6) одной формы. Как только ребенок познакомится с формами каждой фигуры, попробуйте комбинировать несколько фигур за раз.
Формы красоты. Этот подарок позволяет создавать замечательные цветные рисунки. Разнообразие углов и форм поможет создать сложные мозаики и узоры
Одиннадцатый дар Фрёбеля (цветные геометрические фигуры) С этим Даром ребё нок: развивает сенсорные навыки; изучает различные геометрические формы; развивает умение классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задания по образцу.
Двенадцатый дар Фрёбеля (мозаичное поле, деревянные фишки на ножке (6 цветов) и 6 шнурков разного цвет). Благодаря этому дару ребё нок:изучает комбинацию форм и цветов;подготав- ливает руки к рисованию; развивает сенсорные навыки, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу.
Тринадцатый дар Фрёбеля (башенки, треугольные призмы и полуцилиндры, а также кубы с вырезом под цилиндр.) С этим Даром ребё нок: закрепляет названия геометрических фигур, конструирование; развивает речевые способности и игровую деятельность; развивает мелкую моторику рук.
Четырнадцатый дар Фрёбеля (арки и цифры (3 разрезанных цилиндра и 9 кубиков с цифрами, в кубиках имеются отверстия) Благодаря этому Дару ребё нок: подготавливает руку к письму;развивает речевые способности в самостоятельной игровой деятельности ребёнка; развивает сенсорные навыки. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.
В процессе использования игрового набора «Дары Фрёбеля» решаем задачи по следующим направлениям:
1. Социально-коммуникативное развитие: Развивать игровую деятельность детей; приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
2. Познавательное развитие: развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач; создать условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира; происходит формирование начал самопознания.
3. Речевое развитие: развитие речевых способностей и умений; формировать предпосылки чтения и письма; учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях.
4. Художественно-эстетическое развитие: развивать эстетическое мировидение; обеспечить условия освоения эмоционально-нравственной культуры; формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности.
5. Физическое развитие: педагогическая поддержка способностей к двигательному творчеству; создать условия развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения; развивать физические качества ; накопление и обогащение двигательного опыта детей.
Представленные игры способствуют развитию речи, психических процессов и визуализации (зрительной памяти). Для этих игр вы можете использовать любые наборы Фрёбеля по своему усмотрению, которые будет нацелены на достижение той или иной образовательной цели. Предложенные игры помогут Вам в работе с детьми, вдохновят к созданию собственных вариантов игр и позволят шире использовать пособие «Дары Фрёбеля»