Светлана Пушкина
Игровое пособие «Артикуляционная мнемотаблица»
«Артикуляционная мнемотаблица»
В современной логопедии активно применяются методы наглядного моделирования. Используются схемы и мнемотаблицы для составления рассказов – описаний, профили артикуляции звуков, символы звуков, модели для дифференциации звуков речи.
Публикация «Игровое пособие „Артикуляционная мнемотаблица“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
Предлагаю к использованию в логопедической практике мнемотаблицу для сопровождения артикуляционной гимнастики. Пособие предназначено для детей с нарушениями звукопроизношения в возрасте 5 – 7 лет. Схема разработана на основе методики «неотвлекающих образов – знаков», предложенной Л. Вагуриной (Вагурина Л. Я начинаю учиться, выпуск 1 Мышление, слова, числа, образы. - Мозаика – синтез, 1995)
В отличие от традиционной артикуляционной гимнастики, сопровождаемой картинками, данный подход позволяет, помимо основной цели- развития артикуляционной моторики, решать следующие задачи.
1 Развитие наглядно – образного мышления.
2 Развитие зрительно – двигательной памяти.
3 развитие зрительного внимания и восприятия.
4 Совершенствование навыков порядкового счёта.
5 Развитие воображения.
6 Актуализация словаря (названия предметов и их частей)
Описание упражнений
«Лягушка» - удерживание губ в улыбке, зубы сомкнуты.
«Трубочка» - вытягивание губ вперёд, зубы сомкнуты.
«Окошко» - рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
«Чистим зубы» - провести языком по нижним зубам несколько раз.
«Часики» - высунуть широкий язык, двигать языком из левого угла рта в правый в медленном темпе под счёт логопеда, удерживать язык в таком положении 5 – 10 секунд.
«Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10-15 секунд.
«Иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперёд, сделать узким, удерживать язык в таком положении 10 секунд.
«Кошка лакает молоко» - высунуть широкий язык, облизывать нижнюю губу и быстро убирать язык вглубь рта.
«Хоботок» - губы круглые, вытянутые вперёд.
«Задуй свечу» - высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, подуть в получившуюся трубочку, удерживать язык в таком положении 10 секунд (ф-ф-ф)
«Качели» - рот приоткрыт, выполнять попеременные движения языком то к верхним зубам, то к нижним.
«Катушка» - боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы, спинка языка поднята, движения вперёд – назад.
«Чашечка» - язык в форме «чашечки» : рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«Кисточка» - рот открыт, широким кончиком языка ведём от верхних резцов до мягкого нёба.
«Лошадка» - язык присасывается к нёбу, щёлкать языком медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«Поймай мышку» - губы в улыбке, прижать широкий кончик языка верхними зубами, произнося «а-а-а»
«Ослик» - губы в улыбке, произносить «Ы-а», прикусывая широкий кончик языка зубами.
«Самолёт» - губы в улыбке, широкий кончик языка зажат между зубами, произносить «Ы- ы-ы»
«Язык силач» - с силой давить языком на нёбо, растягивая подъязычную связку.
«Мотор» - язык прижать к нёбу, произносить многократно «ды-ды-ды», «ДЖ-дж»
Предлагаемый подход показал эффективность применения в логопедической практике, так как позволяет ребёнку самостоятельно развивать артикуляционный аппарат с опорой на зрительный анализатор, с пособием легко и удобно работать логопеду, а для ребёнка логопедическое занятие превращается в интересную игру.