Екатерина
Игровая обучающая ситуация «Карлсон рассказывает о птицах» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая обучающая ситуация
«Карлсон рассказывает о птицах»
(для детей 6-7 лет)
Воспитатель: Людаговская ЕВ.
Задачи:
1. Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной.
2. Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма.
3. Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд, как заботятся о птенцах.
4. Формировать гуманное отношение к птицам.
Публикация «Игровая обучающая ситуация „Карлсон рассказывает о птицах“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Темочки
Материал: интерактивный комплекс, презентация «Птицы нашего участка», слайды «Птицы Кубани», игрушка Карлсон; игры «Чье гнездо», «Чем заняты скворцы»; книги о птицах, картинки с изображением птиц, календарь прилета птиц.
Предварительная работа
Чтение книг о птицах : Т. Нуждина «Сова», «Сорока», «Цапля», «Ястреб», «Снегирь», «Кукушка», «Журавли», «Дятел», «Воробьи», «Аист»; А. Тамбиев «Кто в кустарниках живет»; Г. Снегирев «Лесная речка»; В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше», «Птичьи разговоры», «Люля», «Синичкин кален-дарь»; З. Воскресенская «Петя –пересмешник»; М. Алыбаев «Как птицы спасли дуб»; М. Горький «Воробьишко»; В. Астафьев «Стриженок Скрип».
Наблюдение и зарисовка прилета птиц на протяжении весны; беседа «22марта - праздник птиц». Просмотр презентаций и слайдов.
Ход ситуации.
Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года? (Весна) Давайте откро-ем окно и послушаем. Что мы слышим? (Ответы детей : чириканье, пение птиц)
Воспитатель. А каких птиц вы знаете? И какие из них прилетают к нам в детский сад? Почему птицы так оживились? Чем они весной занимаются?
(Ответы детей)
Голос из окна:
-Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы.
(В группе появляется игровой персонаж Карлсон. Раскрывает пакет: там веточки, бумажки, перья, вата, тряпочки, проволочки.)
Карлсон. Собирают всякий мусор. Зачем он им? Не пойму!
Воспитатель. Здравствуй Карлсон. Мы очень рады видеть тебя. Как ты к нам попал? Заходи к нам. Мы с ребятами тебе поможем разобраться с твоей находкой. Ребята, как вы думаете, что такое принес нам Карлосн? Для чего птицам ветки, тряпочки, соломинки?
(Ответы детей : птицы строят гнезда.)
Воспитатель. Карлсон, садись и послушай, что тебе расскажут дети о птицах, об их весенних заботах. Они же наши лучшие друзья и помощники.
Карлсон. Лучший друг и помощник детворы – это я, Карлсон, который живет на крыше.
Воспитатель. Я не спорю, тебя действительно знает и любит вся детво-ра. Но мы с детьми наблюдаем за птицами на протяжении всей весны и узнали очень много интересного о них. Хочешь, мы тебе расскажем?
Карлсон. Конечно, хочу.
Воспитатель. Ребята, покажите Карлсону птиц, которых вы знаете.
(Дети берут по две картинки птиц и называют их.)
Воспитатель. Какие бывают птицы? (Зимующие и перелетные)
(Дети выкладывают на панно зимующих и перелетных птиц :
Зимующие Перелетные
воробей, синица, голубь, дрозд, грач, скворец,
ворона, оляпка, клест, жаворонок, чиж, ласточка,
дятел, сорока, галка. иволга, аист, кукушка,
гуси, журавли, утки.
(Дети выставляют птиц и рассказывают о них.)
Вопросы детям:
- Почему зимующие птицы остались на зиму с нами?
- Чем они питались?
- Как мы им помогали?
- Чем заняты птицы сейчас?
- Изменилось ли их поведение? (Они весело чирикают, купаются в лужах, строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов.)
Воспитатель. Почему улетели на юг перелетные птицы? (Зимой им не-чего есть.)
Карлсон. А зачем они улетают с юга? Там тепло и корм есть.
(Ребята объясняют Карлсону, что у птиц здесь родина, они здесь роди-лись.)
Воспитатель. Ребята. Давайте покажем Карлсону календарь прилета птиц, который мы с вами ведем всю весну.
(Дети рассказывают Карлсону о птицах, которых наблюдали сами, и о тех, про которых читали в книгах.)
Карлсон. Теперь я знаю очень много о птицах, спасибо вам за интерес-ные рассказы. Давайте поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, вы услышите что-то другое, то можно то-пать ногами. Начинаем.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Мухи, стрижи. (Дети топают)
Карлсон. Что неправильно?
( Дети: мухи.)
Карлсон.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны! (Дети топают)
Прилетели птицы :
Голуби, куницы. (Дети топают)
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Страусы, чижи…
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаички, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки-сплюшки.
Воспитатель. Карлсон, а ты знаешь, какая птица какой дом строит?
Карлсон. Дом у меня есть, на крыше у людей, а у птиц… не знаю.
Воспитатель. Ребята, давайте покажем Карлсону, какие дома строят птицы, они у всех разные, Называются они… (гнездами).
Игровое упражнение «Чье гнездо». Детям предлагаются изображения 6 гнезд и 6 птиц. Ребенок должен правильно разложить всех птиц по своим гнез-дам, а затем каждый ребенок рассказывает об одной птичке.
Примеры рассказов
«Аист устраивает гнездо на видном месте – крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших прутьев и веток. Стрижи гнез-дятся в щелях домов, под навесом карнизов, в дуплах высоких деревьев. Со-ломинки, травинки, листья для гнезд они ловят прямо на лету во время ветра».
«Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи устраивают на деревьях целые колонии. Строят гнезда из сучьев, а внутри – чтобы помягче было будущим птенцам – выстилают сухой травой и тонкими ветками. Осто-рожная утка прячется в зарослях недалеко от воды. Внутри выстилает гнездо пухом».
«Сова любит селиться в старых, заброшенных гнездах, в дуплах деревь-ев. Там она проводит весь день, а ночью вылетает охотиться».
«Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Высти-лает его мягким мхом, пухом, травинками».
Воспитатель. Ребята, вы все правильно рассказали о птицах, а сейчас выберите тот материал, их которого построено гнездо, и положите рядом с гнездышком. Сейчас многие птички сидят на гнезде, высиживают птенчиков. Чем кормят птицы своих птенцов?
Карлсон. Я знаю – их надо кормить вареньем, печеньем, конфетами.
Воспитатель. Ты не прав, Карлсон. Ребята тебе сейчас покажут картинки и расскажут, какая птичка, чем выкармливает своего птенца.
Игровое упражнение «Чем заняты скворцы». Дети берут картинки по очереди и рассказывают о том, что нарисовано и что они знают о птице и птен-цах. Если ребенок затрудняется, ему помогают другие дети.
Вопросы детям:
- Какую пользу приносят птицы, выкармливая своих птенцов?
- Чему учат птицы птенчиков?
Воспитатель. Ребята, а в какой книге рассказывается о том, как птенчик учился уму-разуму? Найдите эту книгу (М. Горький «Воробьишко»).
(Дети рассказывают о книге.)
Воспитатель. Послушайте еще один рассказ о птицах «Птицы – наши помощники».
Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. Пти-цы строят гнезда, высиживают птенцов и начинают их выкармливать. Целый день летает скворец из гнезда в сад, из сада к гнезду. Подсчитали даже, сколько он делает вылетов – около 200 за один день. И непременно притащит своим скворчатам червяка или гусеницу.
У рек, где гнездятся береговые ласточки, даже в самое комариное время можно спокойно удить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от надоедливых ко-маров. Береговушки выедают их начисто.
Далеко в лесу слышен стук дятла. Но стучит он не по всякому дереву. Дя-тел выбирает стволы «больные», зараженные личинками насекомых. Быстро находит вредителей и крепким клювом вытаскивает их из-под коры.
Над полями и степями днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса и сады, урожай фруктов, овощей, зерна.
Теперь вам будет понятно, почему говорят: птицы – наши помощники и друзья. А кроме того, они украшают леса и озера, сады и поля, радуют нас ве-селыми звонкими песнями.
Карлсон. Спасибо, ребята, за интересные рассказы о птицах, я много но-вого и интересного узнал о птицах. Мне пора. До свидания.