Ирина Гаврилова-Балабан
Игровая деятельность дошкольников с нарушением зрения
Игровая деятельность детей с нарушением зрения рассматривается как целостное и полифункциональное образование, возможности которого в коррекции различных отклонений, вызванных зрительным дефектом, поистине многогранны.
Прежде всего, игра является отображением тех знаний и представлений, которые сложились у ребенка с нарушенным зрением об окружающем мире. Но эти знания и представления должны опираться на систему усвоенных операционных, двигательных навыков. Многие дети отказываются участвовать в совместных играх из-за слабой двигательной подготовки, низкого уровня физического развития, слабого владения предметными действиями и навыками совместной деятельности. Первоначально манипуляции с игровыми атрибутами составляют основное содержание игровой деятельности детей с нарушением зрения вплоть до 3 – 4 летнего возраста из-за задержек развития двигательных компонентов предметной деятельности. Учась манипулировать с предметами, дети с нарушением зрения познают их функциональное назначение, а включение речи в этот процесс создает основу для коррекции и компенсации негативных последствий зрительного дефекта.
Публикация «Игровая деятельность дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах
Большинство игр детей раннего возраста являются подражанием деятельности и отношений взрослых. На границе раннего и дошкольного детства возникает ролевая игра и достигает своего расцвета в середине дошкольного возраста. Но у детей с нарушением зрения взаимозаменяемыми в этот возрастной период являются предметная и сюжетно – ролевая игра, что свидетельствует о трудностях в овладении структурой игры, типами взаимоотношения детей друг с другом, умениями, необходимыми в ходе игрового общения. На протяжении всего раннего и дошкольного детства главным фактором «уравновешенности» ребенка с окружающей его средой и переживания им эмоционального благополучия является одобрение и поддержка взрослого.
Сюжеты детских игр столь же разнообразны, сколь разнообразны и отношения
между людьми. Игра всегда социальна, так как формируется на основе социального опыта и наблюдений за жизнью взрослых. Поэтому именно в процессе разыгрывания сюжета дети с нарушением зрения присваивают социальное содержание ролей и ролевых отношений.
Совместная игра требует от ребенка владения различными формами поведения. В процессе ролевой игры одновременно происходит: 1) ролевое взаимодействие детей в качестве персонажей выбранного сюжета; 2) деловое взаимодействие детей по поводу организации процесса игры и распределения ролей; 3) межличностное общение партнеров, имеющих определенные отношения симпатии или антипатии.
Мотивом игры выступает само ее содержание, те действия, которые производит ребенок, представляя себя в роли взрослого, что доказывает совпадение цели и мотива – быть взрослым, поступать как взрослый. В игре ребенку важен не результат, а сам процесс игры, процесс переживания, связанный с игровыми действиями. Эта особенность детской игры предоставляет большие возможности специального управления игровым процессом и внедрения в него определенных сюжетов, направленных на формирование образа окружающего мира, развития коммуникативной деятельности и коммуникативных умений детей.
Предпосылки для перехода к игровой деятельности создаются благодаря овладению предметными действиями, их обобщению и переносу с одних предметов на другие, имеющие в реальной жизни другое значение. Это требует высокого уровня развития познавательных процессов и операций.
Дети с нарушением зрения старшего дошкольного возраста не в состоянии спонтанно и самостоятельно познать чувственно не воспринимаемые стороны действительности, поэтому они придают большое значение употреблению в игре различных атрибутов и игрушек, символизирующих представление детей о внешних сторонах окружающего мира. Фрагментарность, нечеткость восприятия образов окружающего мира затрудняют оперирование ими в воображаемой ситуации; слабое владение двигательными навыками, а также нарушения пространственной ориентировки осложняют формирование игровых действий, так как ребенок должен
не только самостоятельно передвигаться и работать с игрушкой и партнером, но
одновременно учитывать и представлять игровую ситуацию в целом.
Совместная деятельность требует согласования действий всех ее участников, а это для детей с нарушением зрения особенно трудно. Общая неуверенность, слабое владение навыками коммуникативной деятельности являются основными причинами рассогласования коллективной игры.
Первоначально игра детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте представляет собой манипулирование предметами, позже – «игру рядом», но параллельно с формированием навыков совместной игры продолжается процесс развития индивидуальной режиссерской игры. Носителем роли в индивидуальной игре является кукла или другие предметы, заменяющие ее. Игрушки и куклы развивают сохранные органы чувств, моторику, предметную и коммуникативную деятельность, мышление; способствуют формированию представлений об окружающем мире, пониманию межличностных отношений, адекватному общению со сверстниками и взрослыми.
Игра – драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно – ролевой игры. Она основана на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибао, пальчиковые куклы, марионетки. Осуществляется своеобразный «перенос» желаемых действий и отношений ребенка на кукольный персонаж. Кукла свободна от действующих в социуме установок «хорошо – плохо». Приобретая как положительный, так и отрицательный опыт, дошкольник демонстрирует свое понимание его в игровой деятельности.
Включение детей с нарушением зрения в доступную им на каждом возрастном этапе разнообразную и многофункциональную игровую деятельность, позволяет обогатить их представления о «мире вещей и мире людей», систематизировать эмоциональный и социальный опыт общения в творческом взаимодействии со взрослыми и сверстниками.