Оксана Гемская
Игротека — средство поддержки детской инициативы и самостоятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Игротека -средство поддержки детской инициативы и самостоятельности
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование игровых технологий.
Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.
Публикация «Игротека — средство поддержки детской инициативы и самостоятельности» размещена в разделах
Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игра. Учиться, играя! Эта идея давно привлекала педагогов и воспитателей. именно в играх дети, эмоционально отражаются накопленные впечатления об окружающей жизни. Чем богаче его знания о жизни, тем многообразнее его творчество и переживаемые чувства.
Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, субъектность, инициативность. познания, воображения.
Работая в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи, пришла идея создания игротеки «Дидактические кофры». Игротека – это собрание игр, которые направлены на все виды деятельности в развитии ребенка, игры
Игротека представляет собой кофры с дидактическими пособиями составленными с учетом возможностей детей комбинированной группы и играми,, а также является в свою очередь местом хранения игрового оборудования и материала. Это обеспечивает: мобильность, трансформируемость, вариативность игровой среды, доступность, функциональность, дает возможность изменять дидактический материал, в зависимости от образовательной задачи и возраста детей Кофры можно использовать на индивидуальных, подгрупповых занятиях и в самостоятельных играх детей. В соответствии с возрастом детей можно усложнять дидактические игры и дополнять вспомогательным материалом.
Игротека состоит из нескольких кофров:
«Веселая математика»-игры Математический планшет, Геометрик, геоконт, геоборд, танграм, и т. д
«Мир вокруг нас»
Геокэшинг – это новая игра, которой увлекаются во всем мире. Геокэшинг ("geocaching", от греч. «geo»– Земля, англ. «cache»– тайник) –это «поиск сокровищ».
Это игра немного похожа на квест игру, но ее можно играть с самыми маленькими детьми в детском саду используя карту, составленную по сказке с известными героями или как своеобразную туристическую игру, где дети ищут место по его описанию, фотографии, рисунку, плану, схеме, карте. А клад – это конфеты, сладости, игрушки. Сегодня перед педагогами образовательных учреждений поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, думающее, любознательное. Использование таких игр дает новые возможности воспитания и обучения дошкольников и решает следующие задачи:
Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.
- Закрепление у детей умения ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута.
- Развитие таких качеств как целеустремленность, концентрация внимания, логическое мышление.
- Стимулирование спортивной деятельности команд.
- Формирование исследовательских умений воспитанников.
- Формирование коммуникативных умений детей, культуры общения в жизненных ситуациях.
- Развитие активной жизненной позиции.
Мобиль (от англ. mobile– подвижной– передвижной, движущаяся конструкция с креплеными особым образом элементами. Использую для обобщение знаний по временам года, для математических целей, в зависимости от темы недели, гласные и согласные звуки и т. д. Конструкции, характеризующиеся вариативностью и многофункциональностью, позволяющие использовать вертикальное пространство.
Перфокарты-по лексическим темам - это индивидуальная карточка с чистым листком бумаги внутри. Снаружи карточки находятся окошки для зарисовки ответа детей. Содержание перфокарт может быть любым, в зависимости от того, какую цель преследует педагог, каков возраст детей, уровень их развития.
Перфокарты легки в изготовлении и применении, понятны и доступны детскому мышлению. Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – многократное использование.
«Мои эмоции» -транежер эмоций, кубики эмоций
«АБВГДейка»-друдлы это схемы, рисунки, по которым ребенок учится составлять, зашифровывать свои выступления, творческие рассказы; с помощью этих схем, моделей развивается мышление, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
«Кубики историй».
Используя действие кубиков разными способами (перемешивание, выстраивание понравившихся картин, подбрасывание вверх, раздача определенного количества, выбор, ответы на вопросы, ассоциация с одним словом, можно создать неординарные истории, сказки, выразить свои чувства, предположения.
Таким образом, ожидаемые результаты развития детской инициативы и самостоятельности посредством игротеки будет следующими :
• Ребенок научится входить в игровые ситуации и инициировать их сам, творчески развивать игровой сюжет, применяя для этого знания, полученные из различных источников.
• Ребенок начнет принимать участие в поиске, анализе и сортировке информации.
• Ребенок научится мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
• Ребенок овладеет умением отмечать новые предметы в окружении и проявлять интерес к ним; активно обследовать вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулировать, разбирать - собирать, без попыток достигать точного начального состояния).
• Ребенок научится решать свою собственную задачу, а не ту, которую перед ним поставил взрослый.
• Ребенок овладеет умением самостоятельно собирать и структурировать информацию и др.
Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходимо дать возможность проявить себя во всех видах игр, будь то самодеятельная, спонтанная игра, ролевая игра или игра с правилами. Игровые технологии способствует решению образовательных и воспитательных задач, развивают в ребенке инициативу, самостоятельность, раскрывает творческие задатки. Воспитанник, умеющий играть, в будущем будет успешен во всех видах деятельности. Пока ребенок находится в детском саду, играйте с ним и он будет вам благодарен.
Список литературы
1. Алиева,Т. Детская инициатива-основа развития познания, деятельности, коммуникации [Текст] / Т. Алиева, Г. Урадовских // Дошкольное воспитание. – 2015. –№9. – С. 113-119.
2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни[Текст] / К. А. Абульханова-Славская –М. : Мысль, 1991.– 299 с.
3. Веракса, Н. ЕОт рождения до школы. Примерная общеобразо-вательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. – М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
4. Комарова, О. А. О создании предметно-игровой среды в современном ДОУ [Текст] / О. А. Комарова// Управление ДОУ. – 2007. – №4.
5. Козырева, Н. А. Формирование игровой развивающей среды в дошкольной образовательной организации [Текст]/ Н. А. Козырева // Стандарты нового образования. Науч. -практ. журн. НИИСО МГПУ. – 2014. –№2. – С. 24-29.
6. Степашов, Н. С. Творческая инициатива в системе обучения[Текст] /Н. С. Степашов. –М. : Знание, 1990. – 41с.