Погребнова Елена Владимировна
Игротека для родителей «Домашние игры по запуску речи у неговорящих детей»
Запуск речи у неговорящих детей – это сложная многоплановая работа, большая часть которой осуществляется под руководством специалистов. Но при этом роль заботливых и ответственных родителей бесконечно велика, так как именно они будут закреплять речевые навыки ребенка. Без многократного повторения не будет результата. Мама – это «зажигалочка» для развития ребенка.
Публикация «Игротека для родителей „Домашние игры по запуску речи у неговорящих детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Неговорящие дети
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Темочки
Для развития ребенка важна среда – разнообразные игрушки, предметы его окружающие, и конечно сама атмосфера - благожелательная и спокойная.
Как работать с детьми раннего возраста? Важно учитывать ведущий тип деятельности для ребенка в этом возрасте и понимать, что производительность созревает к 7 годам.
1.5 года – 3-7 минут
2 года – 4-10 минут
3 года – 6-15 минут
4 года – 8-20 минут
Если ребенок двух лет не сидит смирно за столом, это нормально!
Важно организовать место в комнате для занятий (столик, стул - простые, без наклеек, чтобы игрушки были вне зоны досягаемости. Если заниматься будете на полу, то тоже нужно ограничить пространство. Для этого хорошо подходят углы комнаты.
Важно!
Подбирать игры по уровню ребенка.
Сформировать простые учебные правила и учебные навыки (на нежелательное поведение ребенка не реагируем, не даем своих эмоций).
Исходим из интересов и мотивации ребенка (важно понять, что ребенку нравится, что готов он делать).
Речевое развитие
10-11 мес. – первые слова;
1,6 мес. – 10-15 слов;
2года – словарь достигает 200-400 слов. Есть фразовая речь: «Мама, дай пить!», «Я хочу гулять»;
К 3-м годам словарь достигает 1000 слов. Ребенок может сказать сложную фразу, рассказать, что он делал в детском саду, что он хочет: «Я не пойду в садик, там скучно», «А когда мы поедем к бабушке?».
ИГРЫ на развитие коммуникации
- Учим просить кивать головой (да, нет, просить говорить слово «Еще». Бросаем друг другу мячики, играем с водичкой, льем водичку на мельницу, бросаем ракушки, камушки в воду.
- Дуем на мыльные пузыри.
- Учим прощаться и здороваться.
- Показывать «Я».
- Хвалим и радуемся успеху (хлопаем в ладоши)
Побуждаем ребенка общаться! Выводим его на эмоции.
Развитие подражания
- Взаимодействие с предметами по показу взрослого. Если ребенок не повторят, взрослый показывает вместе с ребенком рука в руке).
- Катаем мяч.
- Строим башенки из кубиков.
- Складываем предметы в емкость.
- Учим пользоваться помощью. Если не получается у ребенка то или иное действие, взрослый показывает конкретно: сюда!
Речевые игры
Важно ребенка вызвать на эмоции, вызвать у него инициативу. Речь – это не заучивание слов! Мы не учим речи. Мы учим:
- произносить звуки;
- грамматике;
- правилам коммуникации.
Для речевых игр дома подойдут самые простые подручные средства:
1. В стакан с водой добавить шипучие таблетки витамин С. Вода зашипит – вызываем подражание: Оййй, пшшшш. Можно в эту воду добавить краситель. Полить этой водой на пищевую соду из спринцовки, начнется опять шипение. Спрашиваем: Еще? Дать? Пусть ребенок сам сделает подобные манипуляции со спринцовкой, это полезно для мелкой моторики. Добиваемся повторения эмоций, кивания и слов.
2. Игры с макаронами: перебирать макароны, сыпать через трубочки (гофру) со словами: бах, оп! Куда бросишь? Туда? Повтори: ту да.
3. Игры с гофрой и водой и мельницей: Наливаем воду в гофру на мельницу, сопровождаем обязательно все словами и кивками.
4. Сухие бассейны с крупами, фасолью, шариками - пересыпаем, бросаем. Сопровождаем словами: Оп, ух, бух, дай, еще.
5. Можно из крахмала сделать Ньютоновскую жидкость. Смешиваем крахмал с водой в равных пропорциях. Даем поиграть эту массу ребенку. Можно спрятать в нее мелкие игрушки, чтобы ребенок их достал. Вообще можно ее потрогать, сжимать, гладить. Масса эта очень приятна на ощупь.
6. В желтые яйца от киндер сюрприза насыпаем крупу, бусинки, и т. д. Ребенок на слух должен определить пустое яйцо или нет. Далее можно усложнить задачу, чтобы он на слух находил два одинаковых звука.
7. Фольга. В нее завернем игрушку (на пример, кошку). Пусть ребенок сам развернет. Кто это? Мяу. Где мяу? Тут! Где? Вот! Еще? Прячем другую игрушку и так далее.