Надежда Логинова
Играем, рисуем, поём…
▼ Скачать + Заказать документы
Играем, рисуем, поём
Творческое развитие - это одно из приоритетных направлений в системе дошкольного образования, потому что стране нужны творческие, активные, самобытные личности.
В "Программе воспитания и обучения в детском саду" под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. 2010 г., по которой мы работаем, образовательной области "Художественное творчество" уделяется большое значение.
Темочки:
Как указано в Ф. Г. Т. к структуре ООП ДО "программа дошкольного образования должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей". (глава 2, пункт 2.4).
Актуальность разработки проблемы интеграции применительно к художественному творчеству дошкольников определяется тем, что интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмысливать создаваемые ими образы, глубже осознавать искусство и явления жизни.
Над этим направлением работали и продолжают работать такие современные отечественные падагоги, как Казакова Т. Г., Сакулина Н. П., Венгер Л. А., Выготский Л. С., Запорожец А. В. и другие.
Одна из последних работ на эту тему - книга Т. С. Комаровой и М. Б. Зацепиной "Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада", где раскрываются сущность, содержание, структура и методика проведения интегрированных занятий. И эта работа связана как раз с программой, взятой за основу нашей общеобразователбной программы.
Проведенный мной анализ в сентябре прошлого года процесса и продуктов изобразительной деятельности детей показал, что работы чаще всего однотипны, шаблонны, бедны по содержанию. Поэтому я решила уделить особое внимание проблеме обогащения эмоционального художественного и познавательного опыта для обогащения содержания детских работ, преодоления в них шаблонности. Накопление такого опыта обеспечивается через:
- использование художественного слова
- восприятие произведений изобразительного искусства
- наблюдения в природе и ближайшем окружении обогащения представлений детей о внешнем виде объектов и уточнения зрительных впечатлений
- восприятие музыкальных произведений.
Одним словом, через интеграцию различных видов деятельности.
Возникла необходимость систематизировать работу по обогащению эмоцаонального художественного и познавательного опыта с целью развития творчества детей, для создания оригинального образа.
Были определены следующие задачи:
1) воспитание у дошкольников интереса к рассматриванию ярких образов, умения всматриваться и эмоционально откликаться на образные характеристики персонажей в литературных произведениях
2) организация наблюдений за предметами и явлениями окружающей действительности для обогащения познавательного опыта
3) развитие у детей художественно-эмоционального восприятия музыкальных произведений
4) развитие исполнительских навыков (ручной умелости)
5) для более качественной реализации выбранного направления привлекать к работе родителей воспитанников, оказать помощь семье в организации самостоятельной деятельности детей в домашних условиях.
Для решения этих задач мной был разработан
1) перспективный план НОД по образовательной области "Художественнон творчество" с тематическим и интегрированным подходом
2) план работы с родителями по этому направлению
3) отобран и приобретен дополнительный дидактический материал, оборудование
4) приобретён нетрадиционный материал для деятельности детей.
Сегодня, по проишествии времени, проведя диагностику творческого развития детей, мы подвели некоторые итоги внедрения в првктику данной системы работы и отметили, что у дошкольников значительно повысился интерес к художественному творчеству, собственной творческой деятельности. Дети с удовольствием отображают свои представления об окружающем мире знакомыми графическими и живописными средствами. Они в своих работах могут создавать выразительные образы, варьировать их формы, изобразительные материалы и способы изображения.
Большая работа проводилась с родителями воспитанников. Вовлекая родителей в совместное сотворчество, помогаю им овладеть простейшими приемами руководства художественным творчеством детей. Спрошлого года у нас существует традиция "Домашнего задания", когда для закрепления пройденной темы семья получает задание (по своему выбору) в виде литературного художественного текста, где поэтом или писателем передан какой-либо художественный образ, который они в сотворчестве со своим ребенком должны передать с помощью рисунка. После накопления таких работ, в группе организуется выставка (обычно один раз в квартал, которую дети и родители с удовольствием рассматривают и ещё раз переживают те положительные эмоции, которые они испытывали во время её создания. Таким образом, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса.
В перспективе я хочу продолжить начатую работу, разработать план работы с детьми подготовительной группы и план работы с родителями на следующий учебный год. Особое внимание планирую уделить обогащению речи детей образными характеристиками персонажей для последующего их отражения в художественном творчестве, также совершенствовании технических навыков.