Лилия Позднякова
Играем и растем — развивающие игры своими руками
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие игры своими руками для детей.
II слайд
Ребенок развивается каждую минутку, даже если рядом вообще нет игрушек, он может играть камушком, ложкой, мамиными волосами, это тоже развитие, а дорогие игрушки часто даже не вызывают у детей интереса.
Публикация «Играем и растем — развивающие игры своими руками» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Дидактические игры сегодня считают одним из самых эффективных средств, помогающих в обучении дошкольников. Такие игры используют не только в качестве формы обучения, но и как средство личностного развития и, в сущности, как самостоятельный игровой вид деятельности.
В последнее время все более актуальной становится тема развивающих игр и игрушек. Развивать детей стремятся как можно раньше и наиболее всесторонне. Но, порой весь процесс развития сводится к обучению. Как соотносятся эти понятия? Какие игрушки действительно нужны для всестороннего развития?
Считается, что игрушки, предназначенные для детского развития, должны быть обязательно обучающими. Ребенок должен уметь собрать, соотнести, сделать что-то по образцу и т. д. Тем самым, игрушки, которые не предполагают подобной цели (обычные машинки, куклы, мячики и мишки) в разряд развивающих вроде бы и не вписываются. В продаже появилось много игрушек, которые позиционируются как развивающие. Это «игровые развивающие центры» с различными звуковыми и световыми эффектами, известные кубики Никитина и Зайцева, пособия Монтессори, разнообразные карточки, рамки и вкладыши. а также всевозможные наборы для творчества, необычные конструкторы и даже технически оснащенные погремушки. На этикетке, как правило, присутствует само слово «развивающий» и указан возраст, на который эта игрушка рассчитана. Но возрастные рекомендации на упаковках зачастую пугающе похожи – от 3 лет. И бывает очень сложно понять, когда игрушка действительно необходима. Поэтому возникают вопросы: почему иной раз так быстро иссякает потенциал игрушки? И почему малыш не поддерживает инициативу взрослых его развивать?
III слайд
А мой малыш не хочет играть!
Очень скоро после покупки выясняется, что ребенок не желает или не может использовать игрушку по ее прямому назначению. Вероятно, подобная ситуация знакома многим. И тут есть две проблемы. Одна из них – непопадание в возраст.
IV слайд
«Высыпала ребенку целый пакет игрушек, а он выбрал…пакет!» - это очень показательный пример. Почему это происходит?
V слайд
Актуальность. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность детей младшего, а зачастую и среднего дошкольного возраста выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической знаковой функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В этом возрасте усвоение новых знаний, в игре происходит на 90% успешнее, чем на «сухих» учебных занятиях.
«Правильные» развивающие игрушки
Исходя из этого, развивающими можно считать те игрушки и игровые материалы, которые дают импульс к самостоятельной и свободной творческой игре. Игрушки можно условно разделить на те, что относятся к формированию навыков предметной деятельности, и те, которые развивают социально-личностную сферу ребенка. Первая группа больше востребована в раннем возрасте, вторая – в дошкольном и младшем школьном.
VI слайд
Классификация дидактических игр для дошкольников
Выделяют такие типовые виды дидактических игр для дошкольников:
• С предметами. Используют игрушки и другие подручные предметы. Этот вид дидактических игр наиболее эффективно развивает логическое мышление, знакомит детей с основными свойствами предметов: их цветом, формой, текстурой, величиной.
• Настольно-печатные. Это, наверное, наиболее разнообразный тип игр. Использование такого рода игр позволяет поставить перед ребенком множество различных развивающих задач.
• Словесные игры помогают устанавливать связь между вновь приобретенными знаниями и теми, которые ребенок получил ранее. Во время таких игр дети отыскивают различия и сходства предметов, описывают их, отгадывают предметы по их описанию. Таким образом, дошкольники углубляют свои знания об окружающем их мире.
VII слайд
Также существует иная классификация дидактических игр для дошкольников:
• поручения,
• загадки,
• путешествия,
• предположения,
• беседы.
VIII слайд
Мы живем в удивительное время, когда есть все, чтобы развивать ребенка правильно быстро и интересно. В магазине можно купить любую развивающую игру для моторики, памяти, логики, речи. Эти игры вы можете сделать своими руками. Тем самым вы проведете время весело, разовьете новые навыки и сэкономите бюджет на игрушках!
При создании дидактических игр своими руками для дошкольников нельзя упускать из вида тот факт, что любая дидактическая игра имеет конкретную структуру, которой необходимо придерживаться:
• дидактическая задача,
• игровая задача,
• правила игры,
• игровые действия,
• подведение итогов.
Чем руководствоваться при выборе типа дидактической игры?
Важно принимать во внимание возраст ребенка. Так, для детей младшего дошкольного возраста лучше использовать как можно больше наглядных пособий как для пояснения правил, так и для самой игры. Ребенку постарше можно предложить командную игру, ведь у него уже есть некоторый опыт сотрудничества. А дети старшего дошкольного возраста уже обладают необходимым опытом для решения более сложных логических задач. Не требуйте от ребенка того, на что он просто не способен.
X слайд
Примеры дидактических игр своими руками для дошкольников
Сегодня мы уделим внимание знакомству играм и игрушкам из пластиковых бутылок и крышек
Коллекция разноцветных пластиковых крышек
Предлагаю использую этот необычный материал - крышки от бутылок. Можно подобрать разнообразие цветов (синие, красные, желтые, зеленые, белые, черные, коричневые. Можно использовать, как раздаточный материал, изготовить дидактические игры для детей.
Такая игра дает ребенку возможность не только освоить сенсорные эталоны, она учит сравнивать, анализировать, соотносить предметы, делать простейшие выводы, а значит, развивает его интеллект.
Основное содержание сенсорного воспитания - ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение их способами обследования предметов. Овладение этими знаниями и составляет основу сенсорной культуры человека. Но чтобы приобрести эти знания, ребенок под руководством взрослого должен многократно повторить различные действия, манипулировать с предметами, наблюдать, анализировать. Легче всего это сделать в процессе дидактической игры : ребенок не потеряет интерес к действию, которое приобретет цель. Играя, ребенок легче запоминает, развиваются речь и мышление. В дидактической игре привлекает не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.
Дидактические игры :
«Массажный бассейн»
«Купание» рук в бассейне: опустить руки в «бассейн» и пошуршать крышками.
Где же, где же наши ручки,
Где же наши ручки? ,
Вот, вот наши ручки,
Вот наши ручки!
Пляшут, пляшут наши ручки,
Пляшут нагни ручки.
«Прятки»
На дне «бассейна» воспитатель прячет маленькую игрушку или геометрическую фигуру. Ребёнок опускает руки в «бассейн», ищет и достает игрушку.
Под крышками, на дне бассейна
Спрятались игрушки ловко.
Быстро крышки разберем
И игрушки мы найдем.
«Больше—меньше»
Задачи:
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Ребенок выстраивает цепочку из пластиковых крышек от самой большой до
самой маленькой.
«Найди ведерко», «Сортировка»
Задачи:
- закреплять умение группировать предметы по цвету;
- развивать мелкую моторику.
Предлагает детям собрать крышки в соответствии с цветом ведерка. Игра может сопровождаться стихотворениями.
Желтый
Желтый, желтый—золотой!
Желтый цвет—он непростой!
Желтый — самый яркий цвет,
Ведь его теплее нет!
Желтым цветом и лимон,
Витамином полон он.
И, конечно, золотое наше солнце дорогое!
Красный
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры — красные ребятки.
Красные Тюльпаны на окне стоят,
Красные шарики за окном летят.
Зеленый
У нас растут зеленый лук
И огурцы зеленые
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых.
Из листиков кленовых.
Синий
В синем море синий кит.
В синем небе туча спит.
На тарелке голубой сливы синие горой.
Куртку синюю возьмем
И гулять с тобой пойдем.
Если туча вдруг проснется,
Синий дождь на нас польется!
XII слайд
«Бусы для куклы»
Задачи:
- учить нанизывать цветные крышки от пластиковых бутылок с отверстием на цветной шнурок;
- закруглять восприятие цвета и формы;
- развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, речь.
1 - е задание
Дети нанизывают крышки одного цвета на соответствующий шнурок,
2 - е задание
Ребенок берет любой шнурок и нанизывает на него крышки, чередуя цвета.
XIII слайд
Игры - вкладыши
Задачи:
- учить подбирать вкладыши круглой формы в соответствии с размером и цветом;
- упражнять в сопоставлении и обобщений предметов по форме и цвету;
- обращать внимание на различие предметов по величине;
- разъяснять значение слов «большой» и «маленький», вводить их в активный словарь;
- воспитывать усидчивость при выполнении работы.
Оборудование: вырезанные из пенопласта бабочки разных цветов, пластиковые пробки разного цвета и размера.
На крыльях бабочек вырезаны круглые отверстия. На больших крыльях — большие, на маленьких - маленькие. Задача детей - подобрать правильно по цвету и размеру пластиковые пробки.
XIV слайд
«Мозаика»
Задачи:
- учить соотносить цвет крышки с цветом изображения;
- развивать мелкую моторику, зрительную память, творчество;
- воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Дети подбирают пластиковые крышки по цвету изображения на рисунке.
Вариант игры : создают свои фигуры и изображения.
XV слайд
Игрушки из крышек
"Копилки-кормилки" - из пластиковых бутылок, баночек можно сделать такие копилочки, которых детки с удовольствием будут "кормить". Хрюшку можно обшить фетром, но можно было и самоклейкой оклеить,
Собака
XVI слайд
Человечек
XVII слайд
Робот слайд
XVIII слайд
Игрушки – купалки «Осьминог»
XIX слайд
Игрушка – релакс «Змейка», «Гусеница»
XX слайд
Как играть с ребенком в развивающие игры
Сделайте это привычкой. Наверняка, днем до обеда, у вас есть время, 1-2 часа. Играйте в подобные игры каждый день, чтобы сформировалась привычка. Можете каждый день делать новую игру, а через какое-то время повторять игры.
Спасибо за внимание!