Елена Габышева
Игра — жизненная потребность ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни ребенка – дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всего многообразий игр, следует особо выделить подвижные игры, в которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни.
Темочки:
Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях.
Подбирая игру, воспитатель обращается, прежде всего к программе воспитания и обучения в детском саду. Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач. На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней. Но особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям, и на этом этапе немаловажную роль играет, то как воспитатель объясняет правила и замысел игры.
Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Содержание объяснения зависит от возраста, подготовленности детей, и вида игры. Предварительное объяснение игры для старших дошкольников учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты.
Распределение ролей следует использовать как удобный момент для воспитания поведения детей. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован. Для назначения на ведущую роль часто используются считалочки. Считалочка должна быть безукоризненной в педагогическом смысле. Распределить роли можно при помощи "волшебной" палочки, всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей и др., при помощи перехваток и т. д.
В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов. Педагогу необходимо следить за движениями дошкольников: поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером. Делать замечания надо в доброжелательной форме. Когда дети нарушают правила, не надо упрекать их за это, тем более, исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. С детьми старшего возраста руководство опосредованное. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным.
Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Подбор игр на развитие быстроты и ловкости определяется общими дидактическими принципами (соответствие возрасту, подготовленности ребенка, постепенное усложнение заданий, их повторность).
По мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
– увеличивать дозировку;
– усложнить двигательное содержание;
– изменить размещение играющих на площадке;
– сменить сигнал;
– провести игру в нестандартных условиях;
– усложнить правила.
Наше СИО «Дьулуур» активно пропагандирует именно якутские подвижные игры и рекомендует наиболее популярные среди детей старшего дошкольного возраста:
- Хаар уонна холорук (снег и вихрь) – по команде "Хаар" все игроки медленно кружатся, как только звучит слово " тустэ" все приседают;
- Халбас харата (кто устойчивей) – два участника стоят на гимнастической скамейке или на узкой полоске (ширина 8-10см.) лицом друг к другу, держась за кисти рук. По сигналу пытаются столкнуть соперника со скамейки. Также можно бить хопом (большим мячом) или подушками. Бить можно по туловищу и ногам.
- Булкуур (путаница) – играющие дети стоят по кругу. Ведущий, называя те или иные части тела, путая детей, показывает другие части тела. Игроки должны правильно сориентироваться и показать только названную часть тела. Например, сказать "глаза", показать брови и т. д. Если ребенок показал неправильно - выходит из игры.
- Бэргэн булчут (меткий охотник) – площадку делят на две половины. "Звери" пасутся на одной площадке" "охотник" подкрадывается с другой. Прицеливаясь, он 5-10-тью мячами стреляет в "зверей", стараясь попасть в любую часть тела. Побеждает самый меткий охотник.
- Му ха (рыболовство) – вся игровая площадка, воображаемая водная среда, по периметру «воды» расставляем проруби (4-5 шт, "рыбаки" в начале игры держат «невод» над полом высотой 5-10 см, но со временем усложняем игру и поднимаем «невод» до 20 см, в зависимости от того насколько дети хорошо перепрыгивают через «невод». Затем "рыбаки" начинают медленно передвигаться вперед для ловли "рыбок". Рыбы должны проскользнуть ее, перепрыгивая через сеть. Кто заденет сеть, считается пойманным и выбывает из игры.
- Ойбонтон уулааhын (водопой из проруби) – положение в широкой стойке, руки за спиной. Не сгибая ноги, наклониться, доставая лбом стоящего на полу кубика. Сначала достать кубики, стоящие пирамидкой, затем постепенно убирать по одному кубику, если ребенок правильно выполняет упражнение. Победу присуждают тому, кто коснулся лбом пола и принял исходное положение.
- Сохсо (капкан) – на полу, по всей игровой площадке размером 6x10, разбросаны обручи разного цвета, это "капканы" (расстояние между ними 80-100см). Дети "зверята" выходя на прогулку, должны бегать осторожно, не наступая на "капканы". Те, кто наступят на "капканы" считаются пойманными.
Таким образом, можно сделать вывод, что из ряда требований к проведению подвижных игр важнейшее значение имеет целенаправленное руководство воспитателя играми. Оно должно быть направлено на моральное воспитание детей, на их физическое развитие, закрепление у них правильных навыков движения, развитие быстроты, ловкости движений и умения организованно действовать в коллективе