Гульсум Шумилова
Игры в период карантина
▼ Скачать
Есть секрет — чем больше играют наши человеческие дети, тем более проявленной будет их учебная мотивация в школе.
Игра — это всегда и развитие, и терапия, и адаптация.
Современное поколение детей не получает того количества стимулов в разных каналах восприятия, которое было бы важно. У них перестимулирован визуальный канал, остальные — часто дефицитарны. И разнообразные игры — это сенсорная интеграция (сенсорная депривация — недостаточное стимулирование сенсорных каналов).
-Итак, что делать на карантине дома с детьми?
-Играть!
Визуальный канал
Раскрашивать раскраски (распечатки и книжки).
Публикация «Игры в период карантина» размещена в разделах
Рисовать мандалы.
Рисовать одновременно на одном листе.
Рисовать зубной щеткой.
Рисовать ладонями (ставить отпечатки пальцев и дорисовывать детали).
Рисовать с закрытыми глазами.
Выкладывать рисунки нитками.
Делать ангелов из макарон.
Делать игрушки из втулок от туалетной бумаги.
«Обрывная аппликация» — вначале на мелкие кусочки руками рвется или цветная бумага, или листки из журналов, затем из обрывков делается коллаж.
Играть в цвет дня. Каждый день недели назвать «своим цветом», например, понедельник — красный, вторник — оранжевый, среда — желтый и т. д. по цветам радуги. Каждый день надевать одежду или какую-то деталь одежды определенного цвета, попробовать найти продукты такого цвета, или время от времени кричать, например, «красный» — и нужно быстро дотронуться до предмета этого цвета.
Вербальный канал
Учить каждый день одно новое слово на иностранном языке. Из этого же слова, написанного много раз, можно сделать рисунок.
Из букв одного слова составлять другие слова. Например, из букв слова «трансформатор» можно придумать «торт», «трон», «март», «рот», «форма», «фарт» и прочее.
Играть в «Телеграмму». На каждую букву загаданного слова придумать слово, так чтоб получилось предложение. Например, «СЛОН» — суровый лекарь открывает нашатырь.
Петь.
Говорить скороговорки.
Играть в «Угадай предмет» (часть тела, транспорт, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Тактильный канал
Игры с кинетическим песком. У нас есть «Раскопки динозавров» — промышленная игра с формочками. Раньше дочка играла в пасочки, сейчас я прячу в песок «сокровища», дите откапывает.
Подносы с крупами, в которых можно писать, рисовать, прятать предметы. Даже детям 8-9 лет это нравится.
Игры с водой. Например, запускать кораблики по воде, перемещать их дыханием.
Домашние бассейны с шариками.
Узнавать предметы на ощупь. Эту игру любят и взрослые дети. Можно предлагать различать продукты на вкус, специи и продукты — по аромату.
Аудиальный канал
Слушать тишину.
Закрыть глаза и различить как можно больше звуков.
Написать букву «р» — в строку от совсем маленькой до огромной. А в другой строке от огромной до маленькой. Просить ребенка, чтоб произносил звук, повышая громкость (чем меньше буква, тем тише голос).
С закрытыми глазами угадывать, по какому предмету ударили (ложкой, карандашом).
Пространственное восприятие
Такие игры стимулируют концентрацию и развитие долей мозга, связанных с математическими способностями, критическим мышлением.
Змейка. Игра из моего детства дочке нравится, а я нашла в интернете схемы новых фигур.
Магнитный конструктор.
Мозаики, которые потом можно проглаживать утюгом и получаются подставки под чашки.
Оригами.
Джанга.
Микадо. Можно вместо промышленных «палочек» использовать карандаши, ложки.
Шашки, шахматы, домино.
Пазлы.
Можно учить детей пришивать пуговицы, вышивать, вязать, плести макраме.
Запускать волчки, наблюдать за их кружением.
Домашний квест, поиски сокровищ.
Перемещаться по комнате с закрытыми глазами, ориентируясь только на команды партнера по игре. Можно говорить — «вправо», «влево», «прямо». А можно молча — прикасаясь к правому, левому плечу, спине.
Оральный праксис и игры с дыханием
Мыльные пузыри.
Аэробол. Дуем на обертки из-под конфет (или передавая друг другу, или, «задувая» голы).
Задувать свечи.
Стараться поддерживать в воздухе легкий предмет — например, перо.
Вместе петь.
Через широкие коктейльные трубочки дуть на шарик из бумаги — попадать им в «цель».
Социальные игры
Ролевые игры с куклами и игрушками, домашний театр.
Теневой театр.
Можно вместе заниматься кулинарией, играть в ресторан. Это здорово помогает, когда нужно быстро приготовить обед. Усадить ребенка за рисованием меню.
Варить вместе шоколад.
Делать мини-спектакли, записывать их на камеру телефона. Мы по дочкиным сказкам и рисункам иногда делаем фильмы.
Делать домик из подушек и пледов — ходить в гости.
«Встретить» детей с друзьями — в Zoom, чате «Вайбера» и т. д.
Оркестр. Инструменты — все, что издает звук в доме.
Движение
Твистер.
Пальчиковый твистер.
Прыжки на шаре-прыгунке. Вместо батута — прыжки на разрешённой подушке.
Прятки.
Битва подушками.
Битва шариками.
Когда мы ограничены в движении, дочка особенно любит настольный (накроватный) футбол.
Мы часто с дочкой танцуем «разное настроение». Если совсем мало места, можно ниткой выложить границы «танцпола» и ввести дополнительное правило — за них не выходить.
Важно помнить, что дети до 6 лет стремятся играть в «эгоцентрические» игры — по своим правилам. Но когда мы им предлагаем игру с установленными правилами, это готовит их ко «взрослой жизни» со следованиям определенным нормам. Это профилактика «социальной депривации».