наталия нетишина
Игра в кругу семьи «Кубики — рассказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Многие родители ежедневно ведут беседы о том, как прошел день, что интересного произошло, что ели на обед. В процессе ситуативного общения близкие понимают мысли ребенка, несмотря на замену или пропуски слов. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется, и дети вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми, для объяснений с которыми необходимо точнее излагать свои мысли, полнее строить высказывания. Такая возможность создается не хаотично, а благодаря систематическому обогащению словаря ребенка. В повседневной жизни словарь детей обогащается за счет расширения представлений о предметах и объектах ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях. Особую ценность представляют совместные игры, в которых проявляется собственная активность ребенка.
Публикация «Игра в кругу семьи „Кубики — рассказки“» размещена в разделах
Вашему вниманию представлена игра для всей семьи «Кубики- рассказки». Играть можно вдвоем и всем вместе детям (3+) и взрослым в семье. Для игры необходимы 3 кубика с опорными схемами :
Кубик цвета : красный, желтый, зеленый, синий;
Кубик формы : круг, треугольник, квадрат, овал;
Кубик размера : большой, маленький;
альбом, краски и кисточка.
Цель игры: обогащение словаря ребенка качественными характеристиками предметов и объектов ближайшего окружения.
Задачи: формирование умения характеризовать предметы и объекты ближайшего окружения на основе сенсорного опыта восприятия форм, размеров, цветовых сочетаний; освоение умения образно отражать простые предметы и явления окружающей среды в рисовании.
Правила игры: внимательно выслушивать ответы, не перебивая говорящего; строить точные ответы, понятные другим игрокам.
Игровые действия: по договоренности один из игроков выбрасывает кубик. Верхняя грань кубика – сенсорный эталон для предполагаемых ответов. После обсуждения выполняется зарисовка одного из вариантов ответов.
Ход игры:
1 этап. Игра проводится с одним из кубиков. «Расскажи, что может быть…» (красным; круглым; большим и т. д.) Участвуя в обсуждении и предлагая свои варианты, участники - игроки привлекают внимание ребенка к различным предметам и объектам, делая акцент на эталоне, изображенном на верхней грани кубика. После игроки вместе выбирают один из вариантов для зарисовки, предварительно составляя последовательность действий рисования и отмечая внешние отличия предмета или объекта.
2 этап. Игра проводится по аналогии, но уже с двумя кубиками.
3 этап. Игра проводится с тремя кубиками.
Таким образом, альбом пополняется зарисовками, которые можно использовать как наглядную основу для моделирования с помощью кубиков - «Какие опорные схемы нужны к рисунку яблока? крыши дома? и т. д.», а в дальнейшем и для составления загадок (треугольный, зеленый, большой, с помпоном; красная, квадратная, маленькая, с фотографией и т. д.).
В игре ребенок учится понимать сенсорные эталоны, составлять последовательность своей зарисовки. Живое общение в процессе игры формирует не только объяснительную речь, но и воспитывает умение вести диалог, уважительное отношение к ответам других игроков, развивает интерес к рисованию, способствует снятию комплекса «неумейки», ведь рядом – самые близкие и родные люди!
В процессе ознакомления с новыми эталонами пустые грани кубиков дополняются. Игра продолжается в усложненном варианте и актуальна на протяжении всего периода дошкольного возраста.
ПОДСКАЗКИ:
КРУГ - часы, пуговица, солнце, торт, голова, вишня, колесо, тарелка, кольцо, сушка, апельсин, неваляшка, арбуз, мяч, бусины…
ОВАЛ- огурец, божья коровка, яйцо, батон, листок, кактус, дыня, конфета, аквариум, стол, туловище крокодила…
ТРЕУГОЛЬНИК - крыша, морковь, стаканчик мороженого, флажок, дудочка, серьги, гора, колпак, лопатка, парус кораблика, палатка, балалайка…
КВАДРАТ – кубик, окно, зеркало, сумка, стол, картина, ваза, телефон, подушка, платок, книга…
Методические источники:
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/ Т. И. Бабаева, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ИП Лакоценин С. С. ,2009