Светлана Бродская
Игра-тренинг для педагогов «Как преодолеть эмоциональное выгорание в профессии. Основы саморегуляции»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - тренинг для педагогов
«Как преодолеть эмоциональное выгорание в профессии.
Основы саморегуляции»
Цель семинара-практикума:
Формирование навыков сопротивляемости организма ежедневным стрессогенным ситуациям и обучение педагогов различным техникам, направленных на снижение профессионального выгорания.
Задачи:
Темочки:
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
1. Знакомство с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными причинами, стадиями и симптомами.
2. Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.
3. Ознакомление с техниками саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.
4. Помощь в выработке навыков адекватного поведения в стрессовых ситуациях, приобретение уверенности в себе.
Ход
Настройка аудитории на восприятие информации, привлечение внимания.
Педагог-психолог. - Уважаемые педагоги, добрый день, хочу представить свое игровое тренинговое занятие. Для того, чтобы вам ясна была цель, окунемся в историю.
Итак, Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.
Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.
Сегодня проблема сохранения психического здоровья педагогов особенно актуальна. С каждым годом растут требования к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Изменения в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии, участие в конкурсах.
Заметьте 16 столетий вспоминали императора. Для того чтобы вас вспоминали еще дольше и только добрым словом – позаботьтесь о себе прямо сейчас.
Впервые термин «эмоциональное выгорание» был введен американским психиатром X. Фрейденбергером в 1974г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Синдром профессионального выгорания — профессиональная болезнь тех, чья деятельность невозможна без общения.
Как Вы думаете, кто в большей мере подвержен Э. В.?
Это люди, которые работают в системе “человек-человек” : врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы, психиатры и др. Как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, люди этих профессий, постоянно сталкиваются с негативными эмоциями своих пациентов, клиентов, воспитанников, и поневоле привлекаются к этим переживаниям, из-за чего и переживают повышенное эмоциональное напряжение. К тому же, нервная система человека имеет некоторый лимит общения, то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание.
Каковы причины эмоционального выгорания? Какие стресс-факторы могут спровоцировать возникновение и развитие профессионального выгорания работников ДОУ?
• Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;
• Загруженность в течении рабочего дня;
• Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
• Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
• Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
• Необходимость владения современными методикам и технологиями обучения.
• отсутствие четкой связи между процессом обучения и воспитания и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; тревожность, невротизм, низкая самооценка;
• «неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности : нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование;
• ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда;
• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с родителями, коллегами, администрацией.
Какие симптомы профессионального выгорания вы знаете?
ПЕРВАЯ ГРУППА:
физические симптомы
• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
• резкая потеря или резкое увеличение веса;
• полная или частичная бессонница;
• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
ВТОРАЯ ГРУППА:
психологические симптомы
• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
ТРЕТЬЯ ГРУППА:
поведенческие симптомы
• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
• руководитель затрудняется в принятии решений;
• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
И какие из них, по вашему мнению, проявляются наиболее явно в работе педагога?
Все эти признаки или их часть люди часто списывают на авитаминоз, сезонную депрессию, недосыпание, загруженность рабочими и домашними делами, а некоторые стараются не придавать усталости особого значения («А с кем не бывало? Работоспособность имеет свойство снижаться и повышаться!»). Но в случае эмоционального выгорания речь идет об интенсивных, частых, продолжительных проявлениях, которые причиняют человеку дискомфорт и как следствие приводят к чрезмерному напряжению, психологическому и физическому истощению.
ПОМНИТЕ: эмоциональное выгорание не наступает вдруг, это явление накопительного характера!
Сейчас предлагаю сделать небольшой перерыв в теоретической части и приглашаю на игровое упражнение: «Карусель общения».
Предлагаю Вам игровую разминку «Поменяйтесь местами»
Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию.
Например, поменяются местами те, кто:
• ездил в этом году на море,
• любит зеленый цвет;
• пришел сюда по своей воле;
• любит делать подарки;
• смотрел сериал «Триггер»
• написал образовательную программу;
• работает педагогом уже больше 10 лет;
• мечтал быть педагогом с детства;
• работает всю жизнь в одном учреждении;
• чья фамилия заканчивается на –ова…
Упражнение “Карусель общения”.
• Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.
• Участники по кругу передают мягкую игрушку и у кого из участников игрушка продолжают фразу, заданную ведущим.
• “Я люблю…”, “Мне грустно когда…”, “Я сержусь, когда… ”, “Я горжусь собой, когда, «меня беспокоит…», «я не могу…», «я хочу научиться…», «я хорошо умею….», «моя цель….»
Продолжаем теоретическую часть.
Стадии эмоционального выгорания :
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; воспитатель неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но. скучно и пусто на душе;
• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
• забывание каких-то моментов – в шутку это называют «девичья память», «склероз»
Формируются в течении 3-5 лет.
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
• возникают недоразумения с родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
• не хочется видеть тех, с кем общаемся по работе
• в четверг ощущение того, что уже пятница.
• неделя длится нескончаемо долго.
• проявление соматики (нет сил, энергии, головные боли, сон без сновидений, простуды, повышенная раздражительность, человек заводиться с пол-оборота.)
• симптомы проявляются регулярно, носят затяжной характер и трудно поддаются коррекции.
Время формирования данной стадии – от 5 до 15 лет.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
• характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще.
• эмоциональное безразличие, опустошение.
• Ощущение постоянного отсутствия сил.
• Нарушение внимания, памяти, сна с трудностями засыпания и ранним пробуждением.
• человеку гораздо приятнее общаться с животным и природой, чем с людьми.
Стадия может формироваться от 10 до 15 лет.
Самое главное в медицине – не лечить болезнь, а предупредить ее, то есть провести профилактику.
Способы, помогающие избежать профессионального выгорания :
1. Любые учебы, курсы ПК, дизайн, йога, музыка, фитнесс, занятия спортом, бассейн, танцы (то, чем раньше не занимались, но очень хотели)
2. Изменение стереотипа, уклада жизни (переезд, поменять привычки – дорогу от дома до работы, стиль одежды)
3. найти для себя конструктивные способы снятия стресса (чтение книг лежа на диване, прогулка в лес, дискотеки, рукоделие, новое романтическое увлечение, флирт)
4. Забота о себе и снижение уровня стресса:
— стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;
— удовольствие (релаксация, игра);
— умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
5. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:
— стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;
— стремление бороться со своими негативными убеждениями;
— создание сообщества.
6. СВОЁ….
Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция.
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Что мы получаем от саморегуляции?
Вот несколько формул, которые Вы можете взять на вооружение.
— эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности, Спокойствие, стабильность.
"Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе"
Следующая формула поможет перед сложным разговором.
"Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию".
— эффект восстановления (ослабление проявлений утомления, Уверенность в себе.
"Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу" (последнюю фразу можно повторять несколько раз).
— эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности). Снятие усталости и восстановление работоспособности.
"Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь ярко почувствовать себя бодрым и энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, молодую энергию во всем теле". Я, конечно не совершенство, но чертовски хороша!
Способы саморегуляции :
— смех, улыбка, юмор;
— размышления о хорошем, приятном;
— различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
— рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
— мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
— «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
— вдыхание свежего воздуха;
— чтение стихов;
— высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
На самом деле не существует идеальной и единой методики саморегуляции для всех людей, каждый для себя выбирает близкое по душе и ситуации – это могут быть упражнения на дыхание, релаксация, медитация, массаж и самомассаж, словесное самовнушение и самопрограммирование, ароматерапия, музыкотерапия, здоровый образ жизни, а также техники заземления.
«Техника 5-4-3-2-1»
Данная техника помогает переключать свое внимание с зацикленности на угрожающих и тревожных мыслях - на настоящий момент при помощи пяти наших органов чувств: зрения, осязания, слуха, обоняния и вкуса.
Шаг 5: Зрение
Найдите и обратите внимание на ПЯТЬ предметов вокруг себя. Лучше определенного цвета, например, пять каких-либо красных предметов.
Шаг 4: Осязание
Найдете и обратите внимание на ЧЕТЫРЕ любых предмета или вещи, которые можно потрогать, пощупать.
Например, прикосновение одежды, которая на Вас, волосы, поверхность стола, ручка, монета.
Шаг 3: Слух
Найдите и обратите внимание на ТРИ любых источника звука. Например, шум автомобиля, голоса прохожих, пение птиц.
Шаг 2: Обоняние
Найдите и обратите внимание на ДВА источника запаха. Например, ощутите запах парфюма, одежды, еды.
Шаг 1: Вкус
Найдете и обратите внимание на ОДНУ вещь, которую вы можете попробовать. Например, жвачка, кофе, вкус воды
Эта практика не дает слишком сильно вовлекаться в негативные мысли и переживания. Чем прочнее она войдет в навык, тем Вы сможете лучше научиться управлять перепадами настроения, смягчать их, справляться со сложными ситуациями.
Я хочу предложить вам еще одну технику для саморегуляции :
Упражнение "Посещение зоопарка"
Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Педагог-психолог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за педагогом-психологом, по кругу делают массаж друг другу.
1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
2. Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
3. Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев "сбегать" вниз по спине).
4. Они идут к вольеру с обезьянками и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
5. Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
7. Слышатся сильные прыжки кенгуру ("топать" кончиками пальцев по спине).
8. Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
10. Вот крокодил открывает свою пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).
11. А вот и колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).
12. А в этом вольере очень темно, мы не знаем, кто там находится, но слышим дыхание этого животного. Он дышит ровно и спокойно, вдох-выдох, синхронно с нами вдох-выдох… (почувствовать дыхание партнера)
13. Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи;).
Вопросы:
1. Понравилась вам наша прогулка в зоопарк?
2. Что вы чувствовали, когда делали массаж вам?
3. Что больше понравилось: делать массаж или когда вам делали массаж?
В нашей профессии очень много положительных моментов: у педагогов очень развита эмпатия – то есть никто так, как мы не умеет сопереживать, сочувствовать.
Люди нас любят, они идут к нам за пониманием, мы умеем слушать, эмоционально отзывчивы, люди к нам идут, к нам тянутся дети, наши родители, мы умеем дарить радость, праздник и ощущение счастья.
Надо учится ценить и хранить в нашей жизни и профессии то, что имеем. Видеть плюсы в том, что мы – воспитатели в детском саду, находить позитивные моменты в нашей работе.
Тогда давайте перечислим все положительные стороны профессии воспитателя в детском саду, которые мы порой перестаем замечать.
(– короткий рабочий день, длинный отпуск, работа по сменам,
дети-школьники под присмотром, накормлены, питание, свежий воздух, атмосфера праздников, которые можно прочувствовать….)
Упражение «Жил-был педагог».
Ваша задача, не особо задумываясь, закончить предложения. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Пишите первое, что придет в голову. Время на выполнение 2-3 минуты.
1. По утрам он просыпался и думал ___
2. Собираясь на работу, он ___ ___
3. Весь рабочий день он мечтал ___ ___
4. Придя домой, он ___ ___
5. Засыпая, он думал ___ ___
Интерпретация:
Это проективная методика. Это когда человек рисует или описывает что-либо, на подсознательном уровне имея в виду свои переживания и проблемы. Прочтите, пожалуйста, по очереди только первое предложение.
Прочтите еще раз про себя свои ответы. Они Вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то вызывает у Вас недовольство – в течение 1-2 минут перечитайте, подумайте и перепишите непонравившиеся предложения так, как бы Вам хотелось. Переведите все на позитив. Вот такими несложными упражнениями можно проработать любую проблему.
Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека.
Главное — это установка человека на то, что жизнь — прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами — чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом — чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы.
Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться. Главное — это установка на радость и позитив.
Игра “Волшебная шкатулка”
Цель: релаксация, снятие эмоционального напряжения. Создание позитивного настроя.
Участникам предлагается достать по одной карте из колоды МАК «Подсказки Вселенной» из волшебной шкатулки, которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
Закончить нашу с вами встречу мы хотим притчей.
«Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".
Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца».
Обратная связь. Участники обмениваются впечатлениями по мероприятию.
– Какие моменты показались наиболее интересными?
Спасибо за сотрудничество!
.