Александра Босенко
Игра-соревнование «Клад черного короля»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. В игровой форме закрепить знания детей по темам: «Шахматная нотация», «Начальная позиция», «Шах», «Рокировка».
2. Развитие у детей мышления, памяти, восприятия; формирование самостоятельности при принятии решения, умение доводить начатое дело до конца.
3. Продолжать учить решать несложные задачи.
Материал и оборудование: магнитная шахматная доска на стене, настольные шахматные доски, карточки с заданиями, шкатулка с шоколадными медалями.
Публикация «Игра-соревнование „Клад черного короля“» размещена в разделах
Воспитатель. Сегодня мы отправляемся в путешествие. Мы будем искать клад, спрятанный черным королем. Найти этот волшебный клад сможет только тот, кто знает законы шахматного королевства и готов решить задачи, которые приготовил черный король.
(Дети делятся на две команды и встают перед столами, на которых лежат шахматные доски.)
- Вы готовы? В путь, друзья!
По ходу игры члены команд выполняют задания и решают шахматные задачи, записанные на карточках. Воспитатель оценивает быстроту и правильность их выполнения. Команда, первая правильно выполнившая задание, получает право поставить на магнитную доску в начальную позицию пешку и фигуру своего цвета.
• Вспомните шахматный алфавит и разложите карточки в нужном порядке.
• Расставьте фигуры в начальной позиции.
• Расставьте фигуры на доске в позиции, указанной на карточке.
• Уберите с доски фигуру, с одной стороны которой стоит король, с другой стороны - конь и т. п.
• Назовите фигуру, которая стоит на поле g5, c8, a6 и т. п.
• Расставьте на доске фигуры в соответствии с шахматной задачей (королю объявлен шах) :
- определите, какая фигура объявила шах королю.
- какие две фигуры участвуют в рокировке?
* Пройдите лабиринт из фигур, не попав в плен. (Например, ладья должна пройти через доску, обходя поля, на которых ей угрожают фигуры неприятеля).
* Рассмотрите позицию, изображенную на карточке.
- Определите, какие поля контролирует черный ферзь. Отметьте эти поля кружочками.
- Сможет ли белый король взять в плен черную ладью, не попав под шах другой фигуры?
- В какое положение надо поставить белую ладью, чтобы она смогла дать мат в один ход черному королю?
- Объявите мат черным ферзем белому королю за один ход.
После того как одна из команд выставит фигуры и пешки своего цвета в начальной позиции, воспитатель достает из-за магнитной доски шкатулку.
Воспитатель. Вот мы и получили клад черного короля! Молодцы! Поздравляю вас! (Достает из шкатулки шоколадные медали и вручает детям).