Настя
Игра-путешествие по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек»
Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной активности.
Задачи:
Образовательные:
-овладение речью как средством общения.
-обогащение активного словаря.
-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
-развитие речевого творчества.
-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Развивающие:
Публикация «Игра-путешествие по сказке С, Аксакова „Аленький цветочек“» размещена в разделах
-развивать произносительную сторону речи детей: уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка.
-развивать речевой слух, развивать силу, высоту, темп и громкость речи.
-развивать словарный запас детей.
Воспитательные:
-воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.
Словарная работа:
-продолжать расширять словарь за счёт имён существительных, прилагательных (Аленький, купец, заморский, казна, венец);
Мотивы деятельности для детей:
Игровая: книга, загадки «цветы», игра-следы «Ответь на вопросы».
Мотивация общения: поощрение, взаимопомощь детей, беседа, создание развивающей среды, чтение сказки, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.
Мотивация личной заинтересованности: разрезные лепестки Аленького цветочка.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: мешочек, шкатулка (внутри пазл-цветок, цветы, иллюстрации к сказке.
Раздаточный: Картинки-загадки (изображение цветов, следы – задания.
План
I. Вводная часть- организационный, сюрпризный момент, постановка цели занятия.
II. Основная часть- игра «Самый внимательный» ,загадки, физ-минутка. чтение сказки игра «Отвечай-ка».
III. Заключительная часть- оценка деятельности детей и самооценка, подведение итогов занятия.
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент.
Звучит музыка появляется сказочница. Дети стоят полукругом.
В этот чудесный день,
Добрый день,
Дружно здороваться нам не лень!
Руки протягивай, не зевай.
Здравствуйте, здравствуйте!
Все подпевай.
Сказочница : Здравствуйте ребята, я сказочница Пелагея, в гости к Вам пришла.
Представляете, прогуливалась по лесу и нашла под деревом мешочек, открыть его не могу, забыла все волшебные слова. Ребята, помогите мне, пожалуйста. Вам нужно вспомнить волшебные слова: «Сим-салабим», «абракадабра», «ахалай-махалай». Сказочница : Молодцы! Теперь мы можем открыть мешочек наш.
Задание №1
«Самый внимательный» (поиск темы)
сложите картинки и посмотрите, что у вас получиться.
Сказочница : Что у вас получилось?
Дети: получился у каждой команды «Алый цветочек».
Сказочница : Молодцы! Вы знаете, что есть много различных цветов : это и розы и ромашки и т. д. Но сегодня вы познакомитесь с необычным цветком. Но для этого нам надо отправимся в путешествие.
Дорогие ребята! Сегодня мы окунемся с вами в чудесный, волшебный мир сказки. В этот мир мы попадаем тогда, когда открываем книгу со сказками. Сказка хороша тем, что в ней всегда побеждают добро и справедливость. Поэтому так всегда хочется возвращаться к сказке вновь и вновь.
Но прежде чем мы откроем книгу со сказками, отправимся с вами путешествие волшебное! Тогда отправляемся в путь за новыми знаниями по следам.
Идём по мостику, а теперь по тропинке на поляну. Посмотрите, сколько здесь красивых цветов! Цветы приготовили нам загадки, по ответам мы узнаем, как они называются…
Задание №2 Загадки.
У извилистой дорожки
Растет солнышко на ножке,
Как дозреет солнышко
Будет горстка зернышек (подсолнух)
Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок…
(одуванчик)
Длинный тонкий стебелек
Сверху-алый огонек,
Не растенье, а маяк-
Этот ярко-красный (мак)
Желтые, пушистые
Шарики душистые
Их укроет от мороза
В своих веточках… (мимоза)
Белая корзинка-
Золотое донце
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (ромашка)
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета
Но переставьте ударение
И превращаюсь я в конфету. (ирис)
- Молодцы! Мы с вами можем идти дальше.
Молодцы! Опять следы привели нас к цветочкам, которые приготовили для нас сюрприз. Правильно – это книга. Как узнать, о чем эта книга?
Дети: прочитаем ее.
Но прежде чем мы познакомимся со сказками, отдохнем немножко и побудем все цветочками.
Физминутка.
«Выращиваем волшебные цветы»
Дети сидят на корточках – В землю посадили семечко, поливал дождик и оно стало расти.
Постепенно поднимаются на ноги – Цветок рос все больше и больше и набирал силу.
Руки пальцами вместе над головой в виде «Бутона» - Цветок набирает бутон, солнышко согревает его.
Постепенно раскрывают руки в стороны – И вот бутон раскрылся и мы увидели красивый цветок!
Дети наклоняются вперед и делают вдох - Но цветок ВОЛШЕБНЫЙ кто понюхает его и загадает желание, оно ОБЯЗАТЕЛЬНО сбудется!
Сказочница : а теперь дети садитесь так, чтобы вам было удобно слушать.
Воспитатель: книга наша про цветочек аленький, автором сказки «Аленький цветочек» является С. Аксаков. (Показ портрета) С. Т. Аксаков - русский писатель. Он любил охоту, которая помогла для написаний его произведений. Автора в детстве увлекали сказки, которые рассказывала ему ключница Пелагея, действия которых он представлял себе на самом деле. Кто же была эта Пелагея? Крепостная крестьянка. Она была ключницей в доме Аксаковых. В старину ключница заведовала всеми съестными припасами в доме, у нее хранились ключи от всех помещений, в ее ведении была и домашняя прислуга
Книги для детей С. Т. Аксаков начал писать, уже будучи взрослым человеком. Сначала это были шуточные стихотворения для своей внучки. А затем он написал замечательную сказку «Аленький цветочек» по памяти, которую он слышал в детстве от Пелагеи.
С. Т. Аксаков- создатель сказки «Аленький цветочек», мы по праву могем его называть своим земляком, так как большая часть его жизни связана с нашей Ульяновской областью, в большинстве его произведений упоминаются места нашей области. Когда-то предок Аксакова присмотрел хороший участок земли в Симбирском крае. Вскоре Аксаковы возводят там село, которое получило название Троицкое, ныне село Аксаково Майнского района. В родовой вотчине Аксаковых родился отец и тетки будущего писателя. Они унаследуют любовь к природе, к своему дому, семье. Все эти замечательные качества будут передаваться из поколения в поколение. - Ребята, а кто вспомнит, кто рассказал Аксакову историю об аленьком цветочке? (Ключница Пелагея). История создания этой сказки такова : Аксаков, будучи маленьким мальчиком, сильно заболел. Родители пригласили к нему в качестве сиделки ключницу Пелагею, которая и поведала юному Сереже историю о заколдованном мальчике и девушке с добрым сердцем, которая помогла ему снова стать человеком. - Считается, что дикий пион является прототипом сказочного цветка. Пион тонколистый - удивительно красивое растение, занесенное в Красную книгу. В Ульяновской области, на территории Радищевского района, сохранились волшебные балки, где можно увидеть этот сказочный цветок. Существует легенда, что С. Т. Аксаков, путешествуя по области, увидел этот цветок и был настолько вдохновлен его красотой, что решил описать его в своем произведении
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним прочитанную сказку «Аленький цветочек» и ответим на вопрос:
-Кто главные герои сказки?
-Какой был купец?
-Что заказала старшая дочь?
-А что средняя?
-Что попросила у отца младшая?
-Какая она была?
-А каким было чудовище?
-Почему он не был счастлив, ведь он был богатым?
-Какие были взаимоотношения между чудовищем и младшей дочкой купца?
-Она жалела чудовище?
-Зачем она вернулась домой?
-О чем просило ее чудовище?
-Что сделали сестры?
-Какие они были?
-Почему младшая дочь отправилась к чудовищу в первый раз?
-А что заставило ее вернуться во второй раз? Ведь она могла обмануть чудовище и не вернуться?
-Что же произошло с чудовищем, когда младшая дочь не вернулась в положенный срок?
-Жалко вам чудовище?
-Что произошло потом?
-Это волшебная сказка? Почему?
-Как заканчиваются все волшебные сказки?
Ну молодцы, что вы так внимательно слушали сказку и ответили на все сложные вопросы. В награду оставлю вам подарю цветочки аленькие!
Дети с воспитателем произносят волшебные заклинания. Открывают и достают призы-раскраски аленького цветочка.
Воспитатель:
• Ребята Вам понравилось наше путешествие?
• Что было сложно выполнять?
• Что было самым интересным?
• Еще будем с вами читать волшебные сказки?
Воспитатель и дети. Спасибо