Александра Андреевна Рудавина
Игра «Профилактика дисграфии»
В настоящее время наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями начального школьного обучения. Одна из самых актуальных проблем – это нарушение письма - дисграфия. Письмо является «базовым» навыком, т. е. навыком, на котором строится практически все дальнейшее обучение, а значит ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе и не только по русскому языку.
Публикация «Игра „Профилактика дисграфии“» размещена в разделах
Основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь. Между этими видами речи существует тесное взаимодействие, т. к. степень сформированности всех сторон устной речи имеет существенное значение для овладения письменной.
В последние годы значительно возросло количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития в устной речи находят отображение в письме. Около 70% старших дошкольников, страдающих ОНР, составляют группу риска по дисграфии. Поэтому для этих детей решение проблемы предупреждения нарушений письменной речи имеет особое значение, так как оно связано с проблемой ранней социальной адаптации.
Коррекционная работа по предупреждению разных видов дисграфии у дошкольников с ОНР.
Как мы уже выяснили, успешное овладение навыками письма возможно только при согласованной работе всех анализаторов и при сохранности определенных структур головного мозга.
Поскольку повреждение головного мозга в большинстве случаев наступает в период внутриутробного развития или в процессе родов, то первые проявления дисграфии наблюдаются ещё задолго до начала школьного обучения и могут быть вполне отчетливо выявлены, а, следовательно, и скоррегированы специалистами. Эффективнее проводить коррекционную работу по предупреждению дисграфии в дошкольном возрасте, поскольку с возрастом возможности гибкого изменения состояния ребенка и компенсации дефекта уменьшаются.
Изучая особенности формирования речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи выявлено, что большинство детей старшей и подготовительной группы детского сада имеют предрасположенность к тому или иному виду дисграфии.
Дети с данным речевым нарушением, как известно:
• имеют ограниченный словарный запас;
• грамматически неверно выражают свои мысли;
• неправильно произносят звуки речи, смешивают их на слух и в произношении.
Следовательно, в их письменной речи будут встречаться ошибки в виде смешения букв, искажения слоговой структуры, ошибок в словообразовании и управлении, в бедности синтаксических построений.
Помимо речевых нарушений, детям с ОНР присуще:
• некоторое отставание и в развитии двигательной сферы, в том числе развитии мелкой моторики;
• недостаточная концентрация и устойчивость внимания;
• ограничение объема памяти;
• трудности в процессе восприятия:
• ослабление мыслительной деятельности;
• недостаточный уровень сформированности пространственных представлений.
В правильно организованной работе по коррекции нарушений речи с детьми дошкольного возраста, страдающими ОНР, должны быть затронуты все направления по предупреждению дисграфии. То есть не только на устранение речевых нарушений, но и на коррекцию нарушений психических функций.
Коррекционные задачи предупреждения дисграфии :
• Коррекция нарушений устной речи.
• Преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.
• Развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений.
• Формирование и совершенствование пространственных представлений/
• Целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, речи.
• Формирование навыков чтения.
• Формирование навыков учебной деятельности.
•
Предупреждение дисграфии у дошкольников с ОНР в логопедической группе детского сада.
Работа по предупреждению разных видов дисграфии у детей с ОНР проводится, преимущественно, на занятиях по обучению грамоте. Изучив литературу, освещающую вопросы подготовки дошкольников с ОНР к обучению грамоте (Каше Г. А., Коноваленко В. В., Гомзяк О. С. и др., по каждому из изучаемых звуков (букв) я собрала картотеку упражнений, направленных на развитие у детей с ОНР:
- ориентирования на листе бумаги;
- графических навыков и мелкой моторики;
- фонематического анализа, синтеза, представлений;
- позиционного анализа изучамых звуков;
- умения различать на слух твердые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твердые согласные синим, мягкие зеленым цветом, а гласные звуки – красным цветом);
- умения преобразовывать слова путем замены или добавления звука;
- умения подбирать слова к схемам.
Данные упражнения также были направлены на запоминание графического образа изучаемых букв, на умение составлять и печатать слова и предложения из пройденных букв.
Используя данные упражнения в работе с детьми, я ставила своей целью профилактику акустической, оптической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В результате проведенной мною работы возросла степень готовности дошкольников с ОНР к овладению грамотой.