Ирина Михайлова
Игра как средство самореализации и ранней профориентации дошкольников
▼ Скачать
Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу – знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того, что бы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде. В педагогике это называется ранняя профориентация дошкольника.
Публикация «Игра как средство самореализации и ранней профориентации дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Дошкольное учреждение – это первое звено в системе работы по ознакомлению с миром профессий, именно в детском саду ребята знакомятся с многообразием и широким выбором специальностей. Чем больше ребёнок впитает информации и чем разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Ранняя профориентация дошкольников является перспективным направлением работы нашего образовательного учреждения. Для этого создана система работы по ознакомлению детей с миром профессий, формированию трудовых умений и навыков, воспитанию положительно-ценностного отношения к труду. Интегрированное взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, специалистов, родителей воспитанников помогает в достижении устойчивых положительных результатов.
Как известно, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, она является основным фактором психических и познавательных процессов ребёнка, поэтому особое внимание должно быть уделено сюжетно-ролевым играм и созданию развивающей предметно-пространственной среды профориентационной направленности.
Ролевая игра является формой моделирования ребёнком, прежде всего, социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети учатся чувствовать и поступать так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. Ведь в игре можно стать кем угодно – летчиком, поваром, капитаном или парикмахером. Игра подразумевает, что главную роль возьмет на себя ребёнок. Здесь необходима помощь взрослого. Намного проще ребёнку будет принять роль, если у него будут характерные атрибуты для выбраннной роли. Только при их выборе не надо забывать, что это должны быть атрибуты знакомых профессий. А для этого необходимо провести огромную предварительную работу с знакомством мира профессий.
Кроме традиционных игр (магазин, больница, продавец, парикмахер) нужно знакомить детей с другими профессиями.
Например: Заслуживает особого внимания работа по знакомству с профессией флориста. Творческая профессия требует и особого подхода к её раскрытию. Можно провести в группе тематический день «Красота спасёт мир!», где мальчики будут садовниками, девочки – цветочными феями, а педагог – принцессой Флорой. В продуктивных видах деятельности дети будут отражать свои впечатления.
Например: рисовать «дивный сад», создавать прекрасные цветы из бумаги, составлять букеты. Родители могут принять участие в конкурсе на лучшую цветочную композицию. Также можно пригласить флориста, чтобы она рассказала о своей профессии, об истории её возникновения.
А затем с удовольствием организовать игру «Магазин цветов», где дети будут учится оформлять цветочную витрину, составлять букеты, проводить рекламную кампанию, участвовать в волонтёрской деятельности.
Также сделать альбомы профессий и многое другое.
Таким образом, проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Ведь наша главная цель, чтобы дети не просто получили профессию, а обрели призвание!
Будьте сами активны и неравнодушны, ведь именно педагогам принадлежит ведущая роль в формировании у детей трудовых умений и навыков, представлений о многообразии профессий, значимости труда в жизни человека.