Гульмира Кадырбаева
Игра-исследование по ЗОЖ «Лаборатория «Хочу всё знать»
Цель: закрепление основ здорового образа жизни, знаний о правилах гигиены.
Задачи:
1. Создавать условия для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности.
2. Способствовать формированию представления о том, что окружающий мир населён микроорганизмами- микробами, вирусами.
3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, элементарным навыкам безопасности в современных условиях.
Предварительная работа:
1. Чтение произведения Г. Остера «Петька микроб».
2. Знакомство с микроскопом.
Публикация «Игра-исследование по ЗОЖ „Лаборатория „Хочу всё знать“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
3. Разучивание стихов.
4. Разучивание пальчиковой гимнастики.
5. Просмотр презентации «Сказка про грязные руки».
Оборудование: индивидуальные зеркала, маски, мел, стакан с крахмальной водой (мутной и отстоянной, чтобы не было видно крахмала, стакан, кипячёная вода, йод, пипетки, халат, фартуки микроскоп.
Содержание:
Сюрпризный момент: Незнайка»;
Стихи о микробах;
1. Опыт «Микроб в ладошке»;
2. Опыт «Путешествие микроба»;
Самомассаж - массаж для профилактики простудных заболеваний;
3. Опыт «Йод и вода грязная и чистая»;
4. Музыкальная разминка
5. Рефлексия.
Ход мероприятия:
Я вместе с детьми захожу в лабораторию.
Воспитатель:Ну вот ребята, мы в лаборатории. Обращаю внимание на цветок
Воспитатель: Что в нём не так? И вообще чей это цветок?.
Звучит звонок из скайпа, появляется Незнайка.
Незнайка: Привет, ребята! У меня случилась беда, мой цветок здоровья заболел. Все говорят микробы, вирусы. Я их не вижу и ничего не знаю. Значит их нет? Помогите моему цветочку стать здоровым!
Воспитатель: Ребята, кто это -O-
Воспитатель: Незнайка, ты не прав. Кто такие микробы и вирусы расскажут тебе девочки.
Маша :Есть такие вирусы,Вирусы- вредилусы
Попадуи ребёнку в рот, заболит от них живот.
Есть такие вирусы, вирусы- вредилусы!
София:Микроб- это очень опасный злодей!
Не жалко ему ни зверей, ни людей!
Всех страшных болезней причина- микроб!
А разглядишь его лишь в микроскоп.
Воспитатель: Ребята, поможем цветочку вернуть лепестки здоровья? (ответ детей). А помочь цветочку нам помогут опыты.
Ребята, мы уже в лаборатории и поэтому на нас спецодежда. Какая? одеты фартуки и шапочки.
Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот - в лаборатории запрещено.
Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
Правило №4. Соблюдай тишину, не мешай работать другим.
Воспитатель: На нашей планете существуют мельчайшие микроорганизмы, которых миллиарды миллиардов. На ваших руках и одежде. Они живут кругом.
1 Опыт «Микроб в ладошке»
Воспитатель: как микробы ещё могут передаваться от человека к человеку? Узнаем, когда проведём опыт (перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладонь мел).
Воспитатель: Давайте поиграем! Приготовьте мне свои ручки!.
Воспитатель здоровается с детьми за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребёнка. После этого воспитатель «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят следы от мела. Мел как капельки слюны из нашего рта, когда вы кашляли и закрывали рот рукой.
Воспитатель: какой вывод можно сделать? : Мел на наших руках, как микробы, переходит от человека к человеку. А если мы заденем предметы, в группе, наши микробы перейдут на них. И человек, который не болел, но столкнулся с этими микробами, становится заражённый ими.
Воспитатель: Прикрепляем первый лепесток «Тщательное мытье рук с мылом».
Воспитатель: Чтобы микробы не одолели и мы с вами не заболели, давайте сделаем
массаж для профилактики простудных заболеваний.
-Чтобы горло не болело (движения по тексту)
-Мы его погладим смело.
-Чтоб не кашлять, не чихать,
-Носик надо растирать.
-Лоб мы тоже разотрём,
-Ладошку держим козырьком.
-«Вилку» пальчиками сделай,
-Массируй ушки ты умело.
-Знаем, знаем да-да-да, (потирают ладони друг о друга)
-Нам простуда не страшна.
Воспитатель: Не будь микроб таким шустрым и маленьким, мы бы обязательно увидели его.
Воспитатель: Вредные микробы находятся везде, больше всего их во влажной среде. Где у нас влажная среда? ( Ответы детей: во рту).
Воспитатель: И поэтому когда мы чихаем и кашляем и забываем закрывать рот, наши микробы разлетаются. Хотите проверить?
2. Опыт «Путешествие микроба»
Воспитатель: Рассмотрим зеркало. Какое оно? (чистое).
(ребёнок на зеркало дышит, близко подставив зеркало ко рту).
Воспитатель: Проверьте чистое ли у вас зеркало сейчас? (нет на нём появились капельки).
Воспитатель: В капельках живёт много, много микробов. И поэтому из незащищённого рта разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг). Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались? ( варианты детей: прикрывать рот ладошкой, пользоваться салфеткой).
Воспитатель: Теперь наденьте маски и попробуйте снова подышать на зеркала (дети надевают маски и ещё раз дышат на зеркала).
Воспитатель: Что произошло на этот раз? ( ответы детей: зеркало осталось чистым).
Воспитатель: ооо сколько микробов увидел Незнайка! (посмотреть слайд!
Какой вывод можно сделать? : Больным людям надо одевать маски, так как они защищают здоровых людей от микробов. У микробов есть братья. Это вирусы, коварные существа. Самый вредный вирус сейчас в стране- это коронавирус. И поэтому люди сейчас носят маски в общественных местах (магазин, общественный транспорт).
Воспитатель: Прикрепляем второй лепесток «Щёки, рот и нос закрывайте медицинской маской».
3. Опыт (опыт- хитрость, небольшой обман) «Йод и вода грязная и чистая»
Воспитатель: Я знаю, что микробы есть везде и даже в воде. Кстати о воде. Перед вами находятся стаканы с чистой водой и талым снегом и йод. Но без взрослых трогать йод нельзя. В каком из них находятся микробы? А чтобы узнать это мы проведём опыт. Какая вода теперь в моём стакане? (грязная). А как вы думаете, есть ли в ней микробы? Проверим?
Воспитатель: Если я его налью в чистую воду. Какого цвета будет вода? Проверяем. Это чистая кипячёная вода, она без микробов, а это уличная. Будут ли отличаться наши стаканчики с водой? Мы наливаем йод.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
в стакане с чистой водой вода становится под цвет йода. В другом стакане (крахмальная вода) вода становится синей. Дети видят разницу. (В этом опыте хитрость главное не показатель химической реакции йодно-крахмальное соединение). Главное, что йод нужен для обеззараживания. А грязную воду и снег есть нельзя. Попались наши микробы - голубчики. Больше никогда нам вредить не будете. И снег на улице, и некипяченую воду пить не будем! Правда? (ответы детей)
Воспитатель: Прикрепляем третий лепесток «Пьём только кипячёную воду».
Музыкальная пауза….
Незнайка: Спасибо, ребята, как много интересного я сегодня узнал. Теперь я знаю, что микробы существуют.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше познавательное экспериментирование.
Воспитатель: Ребята, что необходимо сделать, чтобы быть здоровыми? Соблюдать правила гигиены!
Воспитатель: А остальные правила мы повторим на прогулке.
Воспитатель: Незнайка оставил нам в подарок цветок здоровья, чтобы мы не забывали правила гигиены.