Елена Макарова
Игра для педагогов «Счастливый случай»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношений людей в обществе.
Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.
Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей. Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства.
Публикация «Игра для педагогов „Счастливый случай“» размещена в разделах
С детского возраста нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантности – вот основа правового воспитания дошкольников.
Защита прав – особая проблема государства и общества в целом. Признание прав человека государством необходимо, чтобы любое государство взяло на себя обязательство обеспечить эти права в определенном объеме.
Осуществление прав человека есть одно из главных условий его духовного развития, психологического и физического благополучия. Все права и свободы человека могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе (конституция РФ, ст. 1). И наоборот: осуществление прав человека – необходимое условие формирования гражданского общества и правового государства. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка. Дети будущее нашей планеты. От степени их защищенности зависит успех формирования гражданского общества. С одной стороны, права ребенка есть права человека. Так, Конвенция о правах ребенка утверждает, что дети в государствах – участниках договоров пользуются правами наравне со взрослыми. Однако ребенок – это лицо которому оказывается особое покровительство.
Чувство доверия у ребенка появляется очень рано; в этом возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.
Декларация прав ребенка, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка.
В Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особое внимание уделяется защите прав ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
На основе Декларации прав ребенка был разработан другой важнейший международный документ – Конвенция о правах ребенка. Впервые ребенок рассматривается не только как субъект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.
Очевидно, что контролировать соблюдение прав ребенка в семье возможно только при наличии определенного механизма.
Поэтому дошкольное образовательное учреждение в силу своей близости с семьей может стать важным элементом в системе такого контроля и в состоянии повлиять на защиты следующих прав ребенка-дошкольника, представленных в Конвенции:
право на охрану здоровья;
право на образование;
право на участие в играх;
право на сохранение своей индивидуальности;
право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения.
Исходя из того, что родители являются гарантами соблюдения прав ребенка, перед нами стоит цель: повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения прав человека. С этой целью педагогам необходимо повышать свою профессиональную компетентность. Для реализации этой цели, поставили перед собой следующие задачи:
1. Расширить представления педагогов о правах человека.
2. Развивать коммуникативные навыки.
3. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности.
Ход игры
Ведущий. Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить на важную, актуальную тему. В современно мире каждый человек должен знать свои права, права ребенка, соблюдать их и защищать от посягательств. Наша встреча будет проходить в виде игры "Счастливый случай". Тема игры "Нравственно-правовое воспитание дошкольников.
В игре участвуют две команды: "Солнышко", "Звездочка" (ставлю название команд на столы). Приглашаю воспитателей принять участие в игре. Команды в сборе, теперь необходимо выбрать независимую группу экспертов, которая будет оценивать вашу работу. (Предлагаю гостям быть экспертами, а главному эксперту вешаю бэйджик, обозначаю стол эксперта)
Гейм. “Разминка”
Начнём нашу игру. Задания для вас. Вы должны будите назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление, вспомните, как назывались литературные произведения, кто их авторы, и конечное самих сказочных героев. За каждый правильный ответ независимый эксперт будет ставить один бал.
1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину. (Старуха “Сказка о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина)
2. Несу золотые яйца. Дорого. (Курочка ряба. Русская народная сказка).
3. Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино. “Золотой ключик или приключения Буратино” А. Н. Толстой).
4. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит. К. И. Чуковский).
5. Отмою всё! (Мойдодыр. К. И. Чуковский).
6. Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (Русская народная сказка “Гуси - лебеди”).
7. С помощью этого предмета главный герой сказки нашёл счастье мудрую жену которая была заколдована (стрела).
8. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно убить страшного героя русской народной сказки (игла).
9. Каким, очень необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть к царю во дворец? (печка).
10 . Кто так говорил о себе: “Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала эльфов, и я всё видел злым и безобразным”. (Кай. “Снежная королева”).
11. О ком идёт речь в этих стихах?
“ Работать умела красиво и ловко
В деле любом проявляла сноровку
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце была,
Кто мастерица эта была?” (Василиса прекрасная).
12. Она пришла из сказки Андерсена. Её имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. (Дюймовочка).
13. В какой сказке, действуют как живые существа овощи: лук, помидор, тыква? (Приключение Чипполино)
14. Игрушка - главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола. (Чебурашка)
Гейм. “ Заморочки из мешочка”
В этом гейме уточним или узнаем что-то новое о правах человека.
В современном мире каждый человек должен знать свои права, права ребенка, по возможности соблюдать их. В этом гейме будут заданы вопросы, отвечать надо четко, громко и правильно!
Я буду вытаскивать бочонки с номером вопроса, и зачитывать ваш вопрос, желтые - для команды “Солнышко”, а зеленые - для команды “Звездочка”.
1. Воспитание ребёнка является правом или обязанностью родителей? (И правом и обязанностью)
2. С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельные решения? (с 3-х лет)
3. Кто несёт ответственность за воспитание ребенка в случае развода? (Оба родителя)
4. На какие виды делятся права ребёнка? (защита от жестокого обращения, право на охрану и здоровье ребёнка, образование, игру, на индивидуальность).
5. Какое право нарушила ведьма в сказке “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. (Право на жизнь)
6. Почему обитатели двора в сказке Г. Х. Андерсена “Гадкий утенок” обижали утенка, какое право они этим нарушили? (Он не был таким как все, нарушено право на сохранение индивидуальности).
7. Какое право было нарушено в сказке “Заюшкина избушка”. (Право на собственность)
8. Какие права были нарушены в ситуации, ребенку в больнице перелили зараженную кровь. (Право на жизнь)
Музыкальная пауза
Исполняются частушки
Гейм “Гонка за лидером”
А мы продолжаем, работа по информационным карточкам. Перед вами карточки с вопросами и несколькими вариантами ответов. Зачитываете вопрос и находите на ваш взгляд правильный ответ. За каждый правильный ответ вы получаете жетон.
Карточка №1.
Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государство и
участники Конвенции о правах ребенка.
а) Право на жизнь, на гражданство, на образование;
б) Право на жизнь, на семейные связи, на образование;
в) право на жизнь, свободное выражение мысли, на отдых и досуг;
г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
Карточка №2.
Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребё нка:
а) органы управления Российской Федерации;
б) органы местного самоуправления;
в) образовательное учреждение;
г) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.
Карточка №3.
Кто должен участвовать в принятии решений затрагивающих настоящее и будущее ребёнка;
а) родители или другие лица замещающие родителей несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
б) ребенок и родители или лица замещающие родителей;
в) родители или другие лица замещающие родителей;
г) родители и органы местного самоуправления.
Карточка №4.
Кто несёт ответственность за нарушение прав и свобод детей, обучающихся в образовательных учреждениях;
а) лица, совершившие или допустившие нарушение;
б) органы местного самоуправления;
в) местный орган управления образования;
г) образовательное учреждение.
Карточка №5.
Кто несё т ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении:
а) учредитель;
б) органы управления образовательного учреждения;
в) должностные лица образовательного учреждения;
г) органы управления образовательным учреждением.
Карточка №6.
Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников:
а) педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатные медицинские обследования;
б) правильно организовать режим питания, занятия, воспитания;
в) направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
г) создание условий, гарантирующих охрану и укрепления здоровья воспитанников.
Карточка №7.
Всем стало известно, что родители жестоко обращаются со своим ребенком. Какие действия вы предпримите:
а) побеседовать с родителями ребенка и указать на неправильность их действий;
б) сообщить в Образовательное учреждение, где находится ребенок;
в) позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушены права ребенка.
Карточка №8.
Какие различия (расовые, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих прав:
а) таких различий нет;
б) национальная принадлежность;
в) состояние здоровья.
Карточка №9.
На кого конвенция о правах ребенка возлагается обеспечение ухода за детьми без родителей:
а) на благотворительные организации;
б) на иностранных спонсоров;
в) на государство.
Карточка №10.
ООН считает человека ребенком до:
а) 16 лет;
б) 18 лет;
в) 19 лет.
Вы отлично справились с заданиями и самое время отдохнуть. Прошу всех встать. Сейчас вы, передавая друг другу вот эту игрушку будите назвать слова, которые выражают похвалу ребенку, ласковые и добрые слова.
Игра - тренинг для воспитателей.
Ни одного дня без похвалы и ласковых слов для наших малышей. Это надо взять за правило.
Гейм “Ты мне я тебе”.
И последний гейм нашей игры, называется “ ты мне я тебе”.
Вам предложены ситуации, капитаны зачитывают их для команды соперников, а те предлагают свои ответы, и наоборот.
1. Здравствуйте Анна Ивановна!
- Алёша, а ты почему не здороваешься?
Сейчас же скажи: “Здравствуйте!”.
Ну, что молчишь, поздоровайся с Анной Ивановной.
Скажи сейчас же “Здравствуйте!”. Я жду. В кого он такой упрямый, не
ребенок, а наказание. Ну, скажите, как мне его ещё учить?”
- Какие советы вы дали бы матери?
- Как поступили бы вы в такой ситуации?
2. Саша и его родители зашли в автобус. Все места были заняты. Только на переднем сиденье одно место оказалось свободным.
- Как вы думаете, кому следует сесть на свободное место?
3. Оле 3 года. Она размазала салат по столу.
- “ Вытри стол, Оля!” - сказала мама. Девочка насупилась и не сдвинулась с места.
- “Вытирай сейчас же!. - сама напачкала, сама и убирай за собой!” Мама ждала, но Оля сидела надувшись. Через некоторое время мать молча вытерла стол.
- Какой, по вашему мнению, должна быть реакция матери на поведение Оли
4. Сергей, придя с улицы, сел за стол.
- “ Что за манера являться к обеду в таком виде? - строго спросила мама 6-летнего сына.
- Какой же ты поросенок! Руки грязные, а рубашка?
Посмотри на свои волосы, ты их когда-нибудь причесываешь?”
Глаза Сергея наполнились слезами. Он сидел с таким выражением, словно спрашивал:
- “К чему ты еще придерешься?”
Как вы можете объяснить поведение ребенка и матери?
Закончилась игра и мне хотелось бы узнать результаты, и объявить победителей нашей игры! Слово предоставляется главному эксперту. Вручение памятных призов команде победителей. Итак, сегодня мы с вами нашли такую форму общения, при которой был осуществлен поиск взаимоотношений, поддержки в решении сложных ситуаций, касающихся воспитания. Вот и подошла к завершению наша встреча. До новых встреч!