Папки-передвижки

Игра для формирования пространственных представлений для детей младшего школьного возраста

Ирина Маликова
Игра для формирования пространственных представлений для детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Отношения и взаимосвязи между предметами и явлениями принято считать пространственными характеристиками. Различают следующие параметры:

Величина предметов и их изображений;

Форма;

Протяженность;

Расположение предметов относительно воспринимаемого объекта, относительно друг друга;

Объемность.

Публикация «Игра для формирования пространственных представлений для детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

Пространственная ориентировка – это особый вид восприятия, который обеспечивает единство работы различных анализаторов: зрительный, осязательный и слуховой и др. Также требуется определенный уровень аналитико-сентетического мышления у детей. При этом важно научить понимать значение слов и использовать соответствующую терминологию: впереди-сзади, далеко-близко, здесь-там, верх-низ, слева-справа. Развитие пространственного мышления формирует объемный мир ребенка, помогает ему ориентироваться в мире. Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Они хотя и возникают рано, но являются более сложным процессом, чем умение различать качества предметов.

Для детей основной путь развития – это обобщение через свой чувственный опыт. Ориентировка в пространстве включается во все виды деятельности, но особо важная роль отведена игре. Игра – занимательный, доступный вид деятельности. Наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных играх. Посредством игры можно вызвать интерес детей. В развитие пространственных представлений особую роль играют прогулки, экскурсии, подвижные игры, физические упражнения и практическая ориентировка в групповой комнате, помещении детского сада, на участке. Специализированные занятия дают возможность реализовать программные требования, уточнить, упорядочить, расширить представления. Задачи по развитию пространственных представлений решаются на занятиях в форме упражнений, дидактических игр. Упражнения подбираются тщательно, проводятся систематически, с постепенным усложнением.

Дети дошкольного возраста с трудом усваивают такие понятия как: слева-справа, вверх-вниз и др., необходимые для правильной ориентации в пространстве. Эти проблемы становятся очевидны с началом обучения письму, рисованию и др. Такие проблемы присуще как нормально развивающимся детям, так и с зрительной патологией, леворуким детям.

Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает в себя :

1. Ориентировку на себе, схема собственного тела по вертикальной оси, анализируется расположение всех основных составляющих тела;

2. Ориентировка на внешних объектах, выделение различных сторон предмета;

3. Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям вперед-назад, верх-низ, направо-налево;

4. Определение расположения предметов в пространстве от себя, когда исходная точка отсчета фиксируется на самом объекте;

5. Определение собственного положения в пространстве относительно различных объектов;

6. Определение пространственной размещённости предметов относительно друг друга.

Работа с маленькими детьми начинается с ориентировки на себя своего тела соответствующим им пространственным направлениям. Впереди – там где лицо позади сзади, где спина справа-направо-где правая рука, тоже с левой правой рукой, держат ложку, кисточку, карандаш и так далее – показ корректируется, произносится по необходимости.

Важной ведущей задачей считается различение правой и левой руки. На основе знаний своего тела т. е. ориентируясь на себе, возможна ориентировка от себя, умение правильно показывать, называть, двигаться вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево. Ребенок должен устанавливать положения того или иного предмета по отношению к себе.

Впереди меня-доска, позади –шкаф, справа-дверь, слева – окно, вверху –потолок, внизу –пол.

Упражнения по различению основных пространственных направлений должны сочетаться с определением местоположения предметов. Проводятся игры, упражнения, рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций, где отражены различные варианты пространственных отношений между предметами, учат правильно отражать их в речи, широко использовать предлоги : в, на, под, наречия: около, перед и др.

Важно создать развивающую среду в окружении ребенка. Она включает в себя:

Комплексное психолого-педагогическое воздействие в разных видах деятельности;

Специально организованную деятельность, упражнения, дидактические игры, утренняя и пальчиковая гимнастика;

Вне занятий- игры и упражнения, поручения, режимные моменты и др. виды деятельности, конструирование, аппликация, физкультурные и музыкальные занятия.

Совместная работа с родителями и тесное взаимодействие педагогов, психолога, музыкального и физкультурного работников, обеспечит успешное формирование и развитие пространственных представлений.

При работе с детьми с нарушением зрения, слабовидящим детям необходим учет и рекомендации офтальмолога:

хорошая освещенность помещения,

использование динамических пауз на занятиях,

активное использование двигательного режима

использование ярких иллюстраций с отсутствием лишних деталей, с четким контуром

использование вертикальных подставок

На занятиях широко использовать фланелеграф, магнитные доски с цветными магнитами.

Цели занятий:

формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела;

закрепление ориентировки в схеме собственного тела;

различение правой и левой стороны тела;

развитие глазомера и ориентировки в пространстве

относительно собственного местоположения

развитие навыков ориентировки в горизонтальном пространстве

формирование понимания пространственных отношений между предметами, использование в речи пространственной терминологии (около-сзади, под)

формирование умения определять пространственные отношения с помощью употребления предлогов

моделирование на плоскости.

Н. К. Крупская предлагает также дать детям доску и цветные мелки, чтобы они могли «. проводить линии разной величины, в разные стороны, стирать их и проводить другие».

Далее Н. К. Крупская советует давать детям разные игрушки — жесткие, мягкие, твердые, крупные, мелкие, чтобы развивать их осязание, «. учить их различать предметы на ощупь, отличать форму на ощупь, вытаскивая из мешочка ту или иную вещь» .

Так, на основе первичного знакомства детей с размерами и формой предмета становится возможным уже систематически обучать детей распознавать различные параметры протяженности: длину, ширину, высоту.

На занятиях следует обучать детей приемам сравнения величин. С этой целью необходимо иметь набор материалов, отличающихся по длине, ширине или высоте. Можно использовать картонные (деревянные) полоски контрастных размеров, например, длинная и короткая полоски при равной ширине или широкая и узкая полоски при равной длине и т. д.

Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.

Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А так же используя повседневную жизнь.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Экономическая игра «Наша семья» по мотивам игры «Монополия» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастаЭкономическая игра «Наша семья» по мотивам игры «Монополия» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Авторы: воспитатель Захарова И. В., воспитатель Паршина Т. А., учитель–логопед Чардымова Ю. В. Описание: Игра предназначена для детей старшего.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Дидактическая игра по сенсорному развитию детей младшего школьного возраста «Оденем матрешке платочек»Дидактическая игра по сенсорному развитию детей младшего школьного возраста «Оденем матрешке платочек» Русская матрешка хранит в себе не только историю русского народа, его творчества, но и несет в себе огромное образовательное значение.

Дидактическая игра для формирования у детей 2–3 лет сенсорных представлений о форме и цвете «Волшебные листики»Дидактическая игра для формирования у детей 2–3 лет сенсорных представлений о форме и цвете «Волшебные листики» Цель: формировать у детей 2-3 лет сенсорные представления о форме и цвете. Для изготовления пособия понадобится: - солёное тесто; - канцелярский.

Квест-игра «В поисках сокровищ» для детей младшего школьного возрастаКвест-игра «В поисках сокровищ» для детей младшего школьного возраста Как бы мне бы на пути Клад какой-нибудь найти? И какой хочу я клад, Чтобы я был очень рад? В настоящее время популярным развлечением.

Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельностьПримеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Развитие пространственных представлений детей. Упражнение «Каждой фигуре — своё место»Развитие пространственных представлений детей. Упражнение «Каждой фигуре — своё место» Упражнение "Каждой фигуре - своё место" Задачи: развивать пространственные представления – вверху, внизу, справа, слева; уточнить и закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра для формирования пространственных представлений для детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 20 февраля 2022 в 16:32
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра для формирования пространственных представлений для детей младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Маликова (УИ 2915976) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД