Ирина Маликова
Игра для формирования пространственных представлений для детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Отношения и взаимосвязи между предметами и явлениями принято считать пространственными характеристиками. Различают следующие параметры:
Величина предметов и их изображений;
Форма;
Протяженность;
Расположение предметов относительно воспринимаемого объекта, относительно друг друга;
Объемность.
Публикация «Игра для формирования пространственных представлений для детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
Пространственная ориентировка – это особый вид восприятия, который обеспечивает единство работы различных анализаторов: зрительный, осязательный и слуховой и др. Также требуется определенный уровень аналитико-сентетического мышления у детей. При этом важно научить понимать значение слов и использовать соответствующую терминологию: впереди-сзади, далеко-близко, здесь-там, верх-низ, слева-справа. Развитие пространственного мышления формирует объемный мир ребенка, помогает ему ориентироваться в мире. Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Они хотя и возникают рано, но являются более сложным процессом, чем умение различать качества предметов.
Для детей основной путь развития – это обобщение через свой чувственный опыт. Ориентировка в пространстве включается во все виды деятельности, но особо важная роль отведена игре. Игра – занимательный, доступный вид деятельности. Наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных играх. Посредством игры можно вызвать интерес детей. В развитие пространственных представлений особую роль играют прогулки, экскурсии, подвижные игры, физические упражнения и практическая ориентировка в групповой комнате, помещении детского сада, на участке. Специализированные занятия дают возможность реализовать программные требования, уточнить, упорядочить, расширить представления. Задачи по развитию пространственных представлений решаются на занятиях в форме упражнений, дидактических игр. Упражнения подбираются тщательно, проводятся систематически, с постепенным усложнением.
Дети дошкольного возраста с трудом усваивают такие понятия как: слева-справа, вверх-вниз и др., необходимые для правильной ориентации в пространстве. Эти проблемы становятся очевидны с началом обучения письму, рисованию и др. Такие проблемы присуще как нормально развивающимся детям, так и с зрительной патологией, леворуким детям.
Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает в себя :
1. Ориентировку на себе, схема собственного тела по вертикальной оси, анализируется расположение всех основных составляющих тела;
2. Ориентировка на внешних объектах, выделение различных сторон предмета;
3. Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям вперед-назад, верх-низ, направо-налево;
4. Определение расположения предметов в пространстве от себя, когда исходная точка отсчета фиксируется на самом объекте;
5. Определение собственного положения в пространстве относительно различных объектов;
6. Определение пространственной размещённости предметов относительно друг друга.
Работа с маленькими детьми начинается с ориентировки на себя своего тела соответствующим им пространственным направлениям. Впереди – там где лицо позади сзади, где спина справа-направо-где правая рука, тоже с левой правой рукой, держат ложку, кисточку, карандаш и так далее – показ корректируется, произносится по необходимости.
Важной ведущей задачей считается различение правой и левой руки. На основе знаний своего тела т. е. ориентируясь на себе, возможна ориентировка от себя, умение правильно показывать, называть, двигаться вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево. Ребенок должен устанавливать положения того или иного предмета по отношению к себе.
Впереди меня-доска, позади –шкаф, справа-дверь, слева – окно, вверху –потолок, внизу –пол.
Упражнения по различению основных пространственных направлений должны сочетаться с определением местоположения предметов. Проводятся игры, упражнения, рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций, где отражены различные варианты пространственных отношений между предметами, учат правильно отражать их в речи, широко использовать предлоги : в, на, под, наречия: около, перед и др.
Важно создать развивающую среду в окружении ребенка. Она включает в себя:
Комплексное психолого-педагогическое воздействие в разных видах деятельности;
Специально организованную деятельность, упражнения, дидактические игры, утренняя и пальчиковая гимнастика;
Вне занятий- игры и упражнения, поручения, режимные моменты и др. виды деятельности, конструирование, аппликация, физкультурные и музыкальные занятия.
Совместная работа с родителями и тесное взаимодействие педагогов, психолога, музыкального и физкультурного работников, обеспечит успешное формирование и развитие пространственных представлений.
При работе с детьми с нарушением зрения, слабовидящим детям необходим учет и рекомендации офтальмолога:
хорошая освещенность помещения,
использование динамических пауз на занятиях,
активное использование двигательного режима
использование ярких иллюстраций с отсутствием лишних деталей, с четким контуром
использование вертикальных подставок
На занятиях широко использовать фланелеграф, магнитные доски с цветными магнитами.
Цели занятий:
формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела;
закрепление ориентировки в схеме собственного тела;
различение правой и левой стороны тела;
развитие глазомера и ориентировки в пространстве
относительно собственного местоположения
развитие навыков ориентировки в горизонтальном пространстве
формирование понимания пространственных отношений между предметами, использование в речи пространственной терминологии (около-сзади, под)
формирование умения определять пространственные отношения с помощью употребления предлогов
моделирование на плоскости.
Н. К. Крупская предлагает также дать детям доску и цветные мелки, чтобы они могли «. проводить линии разной величины, в разные стороны, стирать их и проводить другие».
Далее Н. К. Крупская советует давать детям разные игрушки — жесткие, мягкие, твердые, крупные, мелкие, чтобы развивать их осязание, «. учить их различать предметы на ощупь, отличать форму на ощупь, вытаскивая из мешочка ту или иную вещь» .
Так, на основе первичного знакомства детей с размерами и формой предмета становится возможным уже систематически обучать детей распознавать различные параметры протяженности: длину, ширину, высоту.
На занятиях следует обучать детей приемам сравнения величин. С этой целью необходимо иметь набор материалов, отличающихся по длине, ширине или высоте. Можно использовать картонные (деревянные) полоски контрастных размеров, например, длинная и короткая полоски при равной ширине или широкая и узкая полоски при равной длине и т. д.
Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.
Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А так же используя повседневную жизнь.