Любовь Абрамова
Игра детям: ТРИЗ для дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТРИЗ-игра «Хорошо – плохо»
Дидактическая игра ТРИЗ «Хорошо – плохо» предназначена для формирования у детей представлений о живой и неживой природе, материальном мире, положительных и отрицательных сторонах природных явлений, преимуществах и недостатках различных предметов, которые нас окружают.
Для справки: Дидактика – это раздел педагогики и теории образования, который изучает и раскрывает закономерности усвоения знаний и навыков, формирования взглядов и воззрений, определяет объем и структуру содержания обучающих материалов сообразно возрасту и поставленным задачам.
Публикация «Игра детям: ТРИЗ для дошкольного возраста» размещена в разделах
В чем же заключается ТРИЗ-игра «Хорошо – плохо»? Детям предлагается подумать и рассказать, почему, к примеру, вода – это хорошо, и в каких случаях вода – это плохо. Так, дети наверняка быстро сориентируются, что вода нужна для питья, приготовления еды, умывания, душа, мытья посуды, уборки.
В то же самое время водой можно затопить соседей снизу, в воде можно утонуть, если будет глубоко и человек не умеет плавать. Наводнение может затопить улицы, дома, дороги, стоящие у обочин автомобили и т. д. Зимой вода на дорогах может замерзнуть, поэтому люди в гололед будут падать, а машинам будет трудно ехать.
Как вариант, можно предложить ребенку готовые картинки с изображением различных способов использования воды и предложить рассортировать их на «хорошо» и «плохо». Рекомендуются такие игры с 4-летнего возраста.
Игры ТРИЗ в старшей группе, начиная с 5-летнего возраста можно усложнить. Например, предложить рассмотреть с разных сторон такой предмет, как шапка. Точнее, предметы, которые потенциально можно использовать в качестве головного убора.
Цель игры ТРИЗ в таком варианте – научить детей выделять главные и второстепенные функции предмета, расширить познания детей о материалах, из которых изготавливают предметы, развить творческое воображение и обогатить словарный запас. В частности, словами, обозначающими виды головных уборов: кепка, пилотка, треуголка, шлем, каска, шляпа и т. д.
Так, детям предлагается подумать, что хорошего и что плохого может быть в том, чтобы использовать в качестве головного убора хрустальную вазу. Из хорошего можно отметить то, что такой хрустальный шлем красиво и оригинально смотрится, а из плохого то, что он тяжелый и может легко разбиться. Заодно можно предложить пофантазировать, какой сказочный персонаж мог бы носить такой головной убор. Например, можно предложить такое убранство Снежной Королеве.
По такой же схеме можно разобрать самодельные пилотки и треуголки из бумаги, которые легкие, удобные и хорошо защищают от солнца, однако быстро намокают и потому совершенно непригодны в дождливую погоду. Или использование в качестве шапки либо каски железной миски. Железному Дровосеку такое хорошо подойдет, а вот обычному человеку зимой в ней будет холодно, летом из-за нагрева металла жарко и всякий раз весьма неудобно. Отметим, что в рамках этой игры можно ненавязчиво поведать детям о свойствах металла.
Как вы понимаете, таким способом в игровой форме можно разобрать практически любой предмет или явление. На сегодняшний день сформирована обширная картотека игр ТРИЗ, постепенно расширяющих знания детей об основах устройства мира на доступном для их понимания уровне