Ольга Писарева
И не рано, и не поздно. Консультация для родителей «Когда обучать ребенка чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Давайте поговорим о том, когда обучать ребенка чтению.
По взглядам на эту проблему родителей можно разделить на 3 группы. Первая группа, она, кстати, самая многочисленная, считает, что, чем раньше ребёнок научится читать, тем лучше. Другая – считает, что обучение чтению до школы сокращает беззаботный период дошкольного детства, и, следовательно, обедняет жизнь. Третья группа родителей не имеет своего мнения и присоединяются то к одной группе, то к другой.
Публикация «И не рано, и не поздно, Консультация для родителей „Когда обучать ребенка чтению“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Нужно сказать, что в сообществе и учёных, и практических работников системы образования нет единого мнения на этот счет. Различают свехраннее обучение чтению, раннее и нормативное.
Свехранним обучением (его предложил американский учёный Глен Доман) называют обучение, начатое в срок от 6 месяцев до 2 лет.
Ранним считается обучение с двух лет. Нормативным – с пяти.
Напомним, речь идёт о дошкольном возрасте, когда обучать чтению вообще-то не обязательно. Так, кстати, считает и государство, которое не включает чтение в стандарт дошкольного образования.
Вы скажите, что школьные учителя требуют от каждого поступающего в первый класс ребёнка сформированного в той или иной степени навыка чтения. Но, по мнению учёных и госслужащих, писавших федеральный стандарт дошкольного образования, учиться читать школьник должен в первом классе, где этот процесс занимает всего-то три месяца (в декабре обычно проходит праздник «Прощанье с букварём»).
Но родители обычно вспоминают свои школьные годы и сопровождавшие их болезненные неудачи и стараются уберечь от них своих детей.
У детей дошкольного возраста процесс обучения чтению растягивается на годы. Чем младше ребёнок, которого начали учить читать, тем дольше будет продолжаться обучение.
Теперь разберёмся в методах обучения чтению. Сверхраннее обучение ведётся методом целых слов. Младенцу показывают таблички с написанными словами, а затем дают играть с ними как с игрушками. Малыш запоминает слова на табличках и со временем начинает их узнавать в любом шрифте. Совершенно очевидно, что обучение продвигается также медленно, как и при изучении китайского языка, где иероглиф, обозначающий слово, запоминается целиком. Зато к пяти – шести годам ребёнок читает целыми словами и не мучается с послоговым чтением.
Если же вы решили обучать дошкольника чтению с двух – трёх лет, то вам подойдёт метод А. Н. Зайцева, когда дети запоминают слоги, расположенные на кубиках. Запоминание слогов тоже дело не бвстрое, и среднестатистический дошкольник этим методом тоже выучится читать к пяти годам.
Вы скажите: «Ну, зачем же нужно запоминать, то слова, то слоги, можно же выучить чтению так, как нас учили: выучить буквы, потом сливать их в слоги, из слогов – слова и так далее». А вот нельзя. Потому что до пяти лет обучение может опираться только на механическую память, другие-то познавательные процессы ещё не созрели, их просто нет.
Традиционный же метод обучения чтению базируется на соотнесении буквы со звуком. Звук – минимальный элемент языка, чтобы его выделить из речи, нужен, во-первых, специальный (фонематический) слух, во-вторых, способность к анализу (расчленению целого объекта на части) и синтезу (соединение элементов в целое, а эти способности формируются в лучшем случае к пяти годам, а у большинства детей после пяти лет.
Как видим, все пути сходятся в старшем дошкольном возрасте. Но хочется ещё раз подчеркнуть, если ребёнок не научился читать до школы, катастрофы нет. Пройдёт первая четверть и половина второй и ваш первоклассник научится. Другое дело, что вы будете испытывать постоянное давление со стороны учителя и мучиться сомнениями правильно ли вы поступили, потому что большинство одноклассников вашего ребёнка будут владеть навыком чтения в той или иной мере.
Как поступить и что выбрать решать вам, дорогие родители.