Милана Шамхалова
Художественный ручной труд
▼ Скачать + Заказать документы
Художественный ручной труд
Актуальным направлением модернизации системы образования на современном этапе является художественно- эстетическое воспитание как средство духовно –нравственного, культурного развития личности. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования творческих способностей ребенка. Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. В процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, способность решать разнообразные задачи в различных, в том числе и нестандартных; ситуациях.
Темочки:
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
Обязательным компонентом развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста является ручной труд. Художественно – конструктивная деятельность наиболее полно способствует развитию субъективной позиции ребенка, помогая наладить конструктивное сотрудничество между взрослыми и детьми. Обеспечивая в процессе конструктивной деятельности всесторонне развитие детей, педагог формирует у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, организует работу так, чтобы дошкольники обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника.
Художественный труд – это творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).
Прикладным результатом художественного труда выступают рукотворные игрушки и книжки, сувениры и подарки, различные предметы для обустройства игрового и жизненного пространства, поэтому художественный труд близок к производительному труду взрослых и является продуктивной деятельностью. Дети дошкольного возраста осваивают орудийные действия с материалами и инструментами, овладевают определенными трудовыми операциями. Однако художественный труд – это и художественная деятельность, т. к. дети создают не только полезные, но и красивые предметы.
Основная цель педагога – обеспечение развития как продуктивной деятельности, в которой дети должны осознать цель, мотивы и способы достижения результата, так и художественной, в которой результат должен соответствовать специфическим требованиям этой деятельности. В процессе обучения детей старшего дошкольного возраста ручному труду педагогам ставятся задачи:
формирование у детей с учетом их возрастных возможностей конструктивных навыков и умений; освоение различных способов работы с материалами; умение планировать, создавать конструкции по условию, по пооперационным картам, схемам
развитие фантазии и воображения, творческого мышления
воспитание самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств.
Эти задачи решаются как на занятиях, так и при организации конструктивной деятельности в свободное время и в процессе игр. Поэтому для реализации поставленных задач педагогу необходимо создать развивающую предметно – развивающую среду, способствующую развитию детского творчества. Так, в группе может быть творческая мастерская, в которой размещены коллекции природного и бросового материала, пооперационные карты, памятки – правила по работе с материалами, картотека пальчиковых игр (для тренировки тонких движений пальцев, разные виды бумаги и т. п.
Занятия строятся по принципу «от простого к сложному», что дает возможность ребенку постепенно знакомиться с понятиями «Форма, размер, цвет». В обучении детей художественному труду активно использую метод проблемного обучения: моделирование проблемных ситуаций; вопросы, развивающие логическое мышление; поисковую деятельность.
Постановка проблемной задачи и процесс ее решения происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает детей в совместный поиск, оказывая им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов.
Приемы создания проблемных ситуаций различны:
предъявить детям противоречивые факты;
столкнуть разные мнения детей;
дать похожие задания.
Проблемная ситуация заставляет детей вести «поиск», пробовать способы изготовления поделки, приучает детей к самостоятельности, активизирует мысли.
Большой популярностью у детей пользуются занятия – открытия, которые имеют следующую структуру:
введение в игровую ситуацию
затруднения, проблема
открытие нового способа действия
воспроизведение в действии нового способа
оценка, результат.
Занятия – открытия предполагают усвоение детьми новых знаний через организацию самостоятельной поисковой деятельности. Введение в занятие проблемной ситуации стимулирует активность ребенка, требует от него максимальной мобилизации знаний, умений, направленных на решение проблемной задачи. В итоге происходит накопление личного опыта ребенка.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в процессе занятий художественным ручным трудом, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои поделки, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.