Ольга Древалева
Художественно-эстетическое развитие в этнокультурном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание любви к Родине, гордости за нее, а также этнокультурное воспитание начинается с возрождения забытых национальных ценностей. А детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки культуры разных народов.
В настоящее время актуальным вопросом современности является воспитание толерантного отношения детей различных национальностей к представителям других народов.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие в этнокультурном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
К средствам этнокультурного воспитания можно отнести : музыку, танцы, костюмы, народные праздники, детские издания (журналы, книги, народные игры, игрушки, дидактические пособия, экскурсии, изучение иностранных языков, общение с носителями языка и культуры.
Одной из основных составляющих частей воспитательно-образовательной программы прогимназии является программа «Культурологическое развитие детей». Ее целью является знакомство с культурами русского и немецкого народов. Для реализации этой цели используется интеграция различных знаний в области искусства, детской литературы и народных праздников. В рамках программы разработана событийная система, которая позволяет включать детей в деятельность, связанную с проживанием календарного цикла, сделать процесс овладения языком естественным. Большое место в программе отведено собственно творческой деятельности детей: рисованию, лепке, аппликации, художественному труду, пению, драматизации. Все это способствует развитию воображения, развивает интеллектуальные и эстетические способности, расширяет социально-коммуникативные умения.
Педагогами разрабатывается, обновляется и дополняется содержание совместной деятельности. Разработан тематический план и конспекты занятий по изодеятельности на основе празднично-событийного календаря.
Работа по формированию этнокультурной терпимости проходит в тесной взаимосвязи со всеми направлениями развития :
• Познавательно-речевое: экология, природа, фольклор, раннее изучение немецкого языка.
• Социально-личностные: народные традиции, история отечества, символика двух стран.
• Физическое развитие : народные игры и забавы.
• Художественно-эстетическое : творчество народных художников, поэтов, писателей, художественная литература, народное творчество и т. п.
Все виды деятельности интегрированы, что соответствует современным требованиям, изложенным в ФГТ, и наилучшим образом соответствует особенностям детского восприятия окружающего мира.
Знакомство с культурами двух народов, немецкого и русского, происходит через изучение, проживание и сравнение на основе событийно-праздничного календаря, включающего в себя следующие праздники:
Октябрь: «Осенины» (детский фольклорный праздник).
Совместная деятельность педагогов с детьми: знакомство с произведениями писателей, художников об осени и народным фольклорным творчеством изготовление элементов оформления и атрибутов к празднику, разучивание песен, хороводных игр. Аппликация, лепка и рисование «Что нам осень принесла», «Праздник Урожая», «Во саду ли в огороде», «Каравай».
Участие родителей в подготовке и организации чаепития.
Вторая декада ноября: День Св. Мартина (немецкий праздник). Совместная деятельность педагогов с детьми: знакомство с легендой; чтение немецкой детской литературы; нравственные беседы оформление групповых комнат, изготовление поделок, рисунки «Латерне-фонарик», аппликация и лепка «Гуси».
Работа с родителями: изготовление фонариков, подготовка к благотворительной ярмарке.
Декабрь: День Св. Николауса.
Совместная деятельность педагогов с детьми: знакомство с легендой о Св. Николаусе, беседы о добрых делах, на нравственные темы, оформление рождественского календаря, поэтапное создание предметно-развивающей среды. Рисование, аппликация «Свечи и звезды» и др.
Участие родителей в подготовке подарков.
24-25 декабря: Рождество в немецких традициях.
Знакомство с библейской историей о рождении Иисуса, разучивание рождественских песен на немецком языке; инсценировка библейской истории; украшение рождественской елки и оформления в группе (художественный труд «Подарки к рождеству, аппликация «Рождественский венок».
Работа с родителями: оформление рождественских подарков, помощь в оформлении зала, группы.
28-30 декабря: Новогодние утренники.
Изготовление новогодней атрибутики, открыток-приглашений совместно с детьми, оформление новогодней елки («Игрушки своими руками»); проведение утренников с хороводами, театрализованными представлениями; рисование «Новогодний праздник», «Дед Мороз и Снегурочка», лепка и аппликация «Веселый снеговик». Участие родителей в подготовке к празднику (костюмы, подарки, подготовка атрибутов).
Начало января: Рождество в русских традициях, Святки.
Подготовка атрибутов для колядования: масок и элементов костюмов (художественный труд - совместная деятельность детей с воспитателями или родителями, разучивание колядок.
Вторая декада февраля: Карнавал в немецких традициях.
Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми: изготовление карнавальных костюмов, масок; конкурс и презентация. Создание индивидуальных и коллективных коллажей на данную тему: «Веселый карнавал», рисунки «Наши костюмы», аппликация «Маски».
В конце февраля: Масленица.
Подготовка к празднику: знакомство с русскими традициями празднования, разучивание закличек, пословиц, поговорок. Декоративное творчество детей: рисование и лепка на основе русских народных росписей и игрушек (лепка «Птички-свистульки» и т. п.)
Март, апрель (согласно календарю) : Пасха в немецких традициях.
Инсценирование легенды о пасхальном зайце; поэтапное создание предметной развивающей среды (оформление группы, создание поделок и пасхальных композиций, рисунков «Пасхальный заяц», аппликаций «Пасхальные яйца», обыгрывание сюрпризных моментов.
Март, апрель (согласно календарю) : Пасха в русских традициях.
Проведение фольклорного праздника в стиле русской «Красной горки» (народные игры, хороводы). Рисование: «Писанка», «Курочка с цыплятами», лепка и аппликация «Весенняя полянка».
Июнь: Фольклорный праздник русской березки (Троица).
Проведение праздника, хороводы, украшение березки лентами. Изодеятельность: рисование «Березка-красавица».
В каждой группе детского сада существует этнокультурный уголок, в котором представлены символы двух стран Германии и России. Это флаги, гербы, куклы в национальных костюмах, книги и альбомы о наших странах, наборы открыток.
Знакомство детей с художественной литературой, дает детям возможность узнать и сравнить произведения русских и немецких авторов, проводятся творческие вечера, викторины, выставки художественного творчества по знакомым произведениям («Сказки Братьев Гримм»).
Наши воспитанники участвуют и в танцевальных конкурсах различного уровня. Их яркие запоминающиеся русские и немецкие танцевальные номера не раз были отмечены дипломами, грамотами. Дети выступают на городских площадках, в Домах детского творчества, в праздничных мероприятиях Российско-Немецкого Дома. Такая форма приобщения к народному творчеству вдохновляет не только ребят, но и их родителей, которые активно участвуют в подготовке.
Детское художественное творчество проявляется в подготовке к праздничным событиям, совместном оформлении окружающей обстановке, изготовлении атрибутов, символов украшений к празднику. Наилучшему прочувствованию и проживанию этих событий способствуют такие виды деятельности, как рисование, лепка, аппликация, соответствующая приближающемуся празднику, или отражающая события, только что случившиеся. Дети с удовольствием изготавливают открытки и подарки к праздникам для своих друзей и родных.
Родительский клуб «Диалог Культур» проводит встречи для знакомства родителей с праздниками и событиями прогимназии. В творческой атмосфере идет не только беседа о событии, но и показываются слайды и видеоматериалы с предыдущих праздников, объясняются традиционные символы праздника, проходят мастер-классы по изготовлению атрибутов, поделок, элементов праздничного оформления.
Старшие дошкольники участвуют в совместных со школьниками театральных постановках (рождественские, пасхальные сценки и т. п.). В этих постановках используются элементы костюмов, созданные детьми совместно с родителями, а также национальные костюмы из собственной костюмерной прогимназии.
Таким образом, весь этот комплекс воспитательно-образовательной работы приносит уникальные плоды в формировании детского понимания, восприятия и проникновения в области этнокультурного развития личности.