елена кочетова
Художественная деятельность с использованием декоративно-прикладного искусства в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
«Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…»
М. Горький
Дошкольное детство - важнейший этап становления ребенка. Именно в этот период развиваются все общие способности, которые будут нужны взрослому человеку в любом виде деятельности. Каждый день и каждый час дает ребенку что-то новое и неизведанное. Знакомство детей с произведениями изобразительного искусства и приобщение их к художественному творчеству – один из признанных современной психологией путей формирования личности, развития ее творческого потенциала.
Публикация «Художественная деятельность с использованием декоративно-прикладного искусства в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Средняя группа
- Темочки
Образовательный процесс направлен на развитие восприятия, формирование умения наблюдать, вглядываться, вслушиваться, чувствовать гармонично. Дети знакомятся с содержанием, формой и выразительными средствами произведений искусства : овладевают умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детского творчества.
В процессе художественной деятельности решаются следующие задачи:
1. Вызвать интерес к различным видам деятельности- рисование, аппликация, лепка. Пробудить эмоциональный отклик.
2. Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.
3. Усвоение детьми приемов и навыков изобразительной деятельности, выработка умений самостоятельно подбирать необходимые средства изображения.
4. Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».
5. Учить детей видеть цельный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки. Формировать умение воспринимать художественный объект не расчленено, а в гармоничном единстве всех составляющих компонентов. развивать способность анализировать.
6. Создать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приемов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, и у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие - является эффективным средством развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребенка в целом.
Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.
Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах патриотизм, уважение к труду людей, создающих эту красоту.
Перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию, стоят следующие
развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
развивать чувство цвета;
развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.
Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.
Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания.
Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.
Декоративная аппликация – вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением объединять различные элементы украшения по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизировать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение. Использование готовых форм в декоративных работах позволяет детям сосредоточить все внимание на ритмичном чередовании элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний.
Навыки, приобретенные на занятиях аппликацией, дети используют в других видах деятельности, главным образом в конструировании, при изготовлении теневого театра, световых украшений, елочных игрушек.
Декоративная лепка - В этом возрасте у малышей появляется желание вылепить из пластилина, глины, соленого теста - предметы, которые их окружают. Задачи обучения лепке вытекают из особенностей развития детей и в основном сводятся к общим учебно-воспитательным задачам:
-содействовать формированию у детей интереса к лепке;
-знакомить их со свойствами материала;
-учить правильно пользоваться липным материалом;
-научить создавать простейшие формы (цилиндры, палочки, баранки)
Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кисти руки ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.
Для всестороннего развития детей, существует множество видов и способов продуктивной художественной деятельности которые можно использовать в работе с младшими дошкольниками.