Юлия Костина
Хореографический рассказ на языке движений
▼ Скачать + Заказать документы
В своей педагогической деятельности я большое внимание уделяю области музыкально-ритмических движений, учитывая последовательность и постепенность в ее освоении. Движениями можно показать настроение человека, выразить его мысли, желания. Мы разговариваем ня языке движений без музыки. Для этого я использую некоторые упражнения, демонстрирую их детям, словесно поясняю, предлагаю дополнительные задания. Например, наши занятия всегда начинаются с поклона-приветствия. Демонстрируя это движение, т. е кланяясь корпусом, проще “кивая головой”, я объясняю детям, что этим движением мы можем как приветствовать, так и прощаться.
Публикация «Хореографический рассказ на языке движений» размещена в разделах
Также, на своих занятиях, я последовательно показываю “открытую” и “закрытую” позу и объясняю в чем их отличия, указывая на положения плеч, спины, головы. Не используя музыки, я могу продемонстрировать детям бодрый шаг с “открытым” корпусом, и они должны поймать мое настроение и охарактеризовать характер этого движения. Затем предлагаю детям самим выразить в движении свое настроение под определенную музыку.
Сотворчество - это значимый процесс на занятиях художественным движением. Так, в своей практике я часто импровизирую, сменяю мимику на лице для определения и разгадывания детьми моего настроения без музыки. Выражая радость на лице, используя “открытую” позу, поворачивая корпус из стороны в сторону и пружиня, я тем самым, передаю им свое веселое настроение и желание поплясать. И это действо плавно перевожу на детей : включаю на свой выбор плясовую и передаю инициативу им. Танцуя все вместе, дети импровизируют различные плясовые движения. Я предлагаю им использовать различные варианты движений Поклоны, повороты, кружение и др.)Поощряю за инициативу детей и удачные находки. Могу сама включиться в совместную импровизацию, побуждая учащихся к танцевальному взаимодействию. Технология сотворчества на занятиях помогает мне создать единое художественно-творческое пространство, направляющее детей на гармоническое развитие ритмопластики, подводящее к выразительному и эстетичному исполнению движений в танце.
Но не только язык движений дает нам возможность передавать наше настроение, но и язык жестов. Знакомство детей с жестами я осуществляю на примере упражнения “Прошу-не надо!”. Оно выполняется с пропеванием без инструментального сопровождения, используя движение корпуса и качание с ноги на ногу вперед-назад. В данном упражнении я объясняю технику выполнения при смене ладони - из горизонтального (ладонью вверх) в вертикальное (ладонью “от себя”). Дети пробуют выполнять выполнять жесты с проговариванием слов, включая в движение корпус, с характерной интонацией: ласковой - в просьбе, решительной - при отказе, соотносить с мимической выразительностью. На следующем занятии мы повторяем это же упражнение с инструментальным сопровождением и пропеванием слов.
Любой жест осуществляется нами при помощи кистей рук, в первую очередь. Для большей соотнесенности движений с музыкой, нам помогает этюд “Игра с водой” под музыку Ф. Шуберта. Я предлагаю детям под прослушивание 1 части музыкальной композиции встать врассыпную по всему залу и стать участниками волшебной сказки. Проговаривая ситуацию, в которой детям предлагается прогуляться в солнечную жаркую погоду по свежему воздуху. Представить, что они подошли к краю берега и опустили руки в прохладную воду, почувствовать прохладную и приятную воду кистями рук. В этом упражнении я обращаю внимание детей на мягкость рук, “отстающее” движение кистей, направленность взгляда на руки, соотнесение движений с музыкой. В данном упражнении я использую прием прослушивания музыки с закрытыми глазами, при котором точнее срабатывает представление о фантазируемом - “руки опускаются в воду, двигаются из стороны в сторону, подбрасывают воду и опускаются под воду. ” Во 2 части этой игры звучит вторая музыкальная часть произведения, и я предлагаю детям самостоятельно найти и продемонстрировать выразительные движения (помогают нам в этом воспоминания). Здесь я, конечно, обращаю внимание на интересные находки. Дети осваивают этюд с музыкальным сопровождением: обращаем внимание на выполнение сильных размашистых движений рук (”брызгание”, веселый характер загораживающего жеста (”не надо”, “шлепающие” движения кистей по поверхности воды и соответствующую этим движениям мимику лица.
При разучивании жестов “давай дружить” и несогласия я обращаюсь к этюду “Давай дружить” под музыкальное сопровождение В. Витлина. Здесь я применяю партнеринг, где партнеры одновременно показывают друг другу ладошки - прячут руки за спины (повторяем несколько раз). Затем то же движение делаем с прыжком : маленьким прыжком дети сближаются и показывают друг другу ладошки, и отпрыгнув, прячут руки за спины. Затем меняемся местами, двигаемся легким бегом и останавливаемся прыжком на обе ноги, лицом друг к другу (руки за спиной).
Образное взаимодействие в танце можно сравнить с диалогом: каждый строит свои движения как ответ на “реплики” партнеров. Сюжетное развитие помогает видеть ребенку в танце особую форму “рассказа” и воспринимать выразительные движения как средства, передающие его содержание, то есть выступающие в качестве своеобразного языка. Таким образом, в сюжетном танце создаются очень благоприятные условия для освоения детьми этого языка.