Ксенья Веснина
Характеристика самоутверждающегося типа педагога. Критерии профессиональной зрелости педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Самоутверждающийся тип – «низкий уровень самопринятия сочетается с выраженным стремлением к самосовершенствованию
Самоутверждающийся тип – «непринятие себя, внутренняя конфликтность порождают стремление к самосовершенствованию, но оно идет в большинстве случаев по пути исправления своих промахов и ошибок, борьбы со своими недостатками». Самосовершенствование идет в большей степени за счет овладения методикой и технологией деятельности, чем за счет развития в себе определенных качеств личности
Публикация «Характеристика самоутверждающегося типа педагога, Критерии профессиональной зрелости педагога» размещена в разделах
Решающим признаком профессиональной зрелости педагога, является высокий уровень психолого-педагогической подготовки, которая предусматривает: знание методологических основ и категорий советской педагогики; знание закономерностей развития и социального формирования личности. А так же понимание сущности, цели, задач, форм и методов коммунистического воспитания; знание основных закономерностей возрастного анатомо-физиологического развития детей, подростков и юношей; знание теоретических и естественнонаучных основ и средств гигиенического воспитания учащихся; знание закономерностей психического развития ребенка, индивидуально-психологических особенностей личности на различных возрастных этапах.
Учитель должен профессионально владеть общепедагогическими умениями :
- анализировать и оценивать состояние реально существующих социально-педагогических явлений, причины, условия и характер их возникновения и развития;
- выявлять уровень обученности и воспитанности учащихся; проектировать развитие личности и коллектива; прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности и ошибки учащихся;
- выделять и точно формулировать конкретную педагогическую задачу, определять условия ее решения;
- планировать свою работу по руководству учебной и внеклассной деятельностью учащихся;
- обоснованно выбирать методы, средства, организационные формы учебно-воспитательной работы;
- предвидеть характер ответных реакций учащихся на запланированную систему педагогических воздействий;
- отбирать, анализировать и синтезировать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом уровня обучаемости и воспитанности учащихся;
- различать науку и учебный предмет, осуществлять дидактическую переработку материала науки и материала преподавания;
- творчески и обоснованно строить организационно-педагогическую и логико-психологическую структуру урока;
- выявлять и приводить в движение потенциальные педагогические возможности различных видов деятельности учащихся;
- педагогически целесообразно определять поручения для отдельных учащихся и коллектива, менять их логику в соответствии с выдвигаемой целью воспитания;
- спланировать структуру действий учащихся и педагогическое руководство их деятельностью;
- педагогически целесообразно применять методы обучения и воспитания;
- управлять поведением, дисциплиной и активностью учащихся;
- определять по внешним проявлениям и поступкам изменение психического состояния детей, понимать и объяснять особенности их поведения в конкретных жизненных ситуациях;
- мысленно ставить себя в позицию воспитанников; увлекать учащихся, заинтересовывать их новыми общественно ценными перспективами;
- учитывать взаимоотношения, личные симпатии и антипатии учащихся при их группировке для выполнения общей задачи;
- быстро принимать решения и находить наиболее сильные средства педагогического воздействия;
- находить наилучшую форму требований и варьировать их в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и педагогической обстановки;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учащимися, малыми группами и ученическими коллективами, а также с родителями и учителями; находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах;
- располагать к себе воспитанников, при необходимости перестраивать отношения с коллективом и отдельными учащимися, находить индивидуальный подход к ним;
- обеспечивать адаптацию к внешним влияниям или их нейтрализацию;
- ориентироваться и перестраивать способы деятельности в изменяющихся условиях;
-регулировать, направлять и развивать внутриколлективные и межличностные отношения школьников, ликвидировать возникающие локальные конфликты, утверждать в среде учащихся отношения дружбы и товарищества;
- осуществлять текущее инструктирование и оперативный контроль за работой учащихся, менять ее направление и характер в случае необходимости;
- анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными и заданной педагогической целью;
- выявлять сравнительную эффективность применяемых методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной работы;
определять сферу эффективности применения методов обучения и воспитания;
-анализировать природу достижений и недостатков в профессионально-педагогической деятельности;
-анализировать и обобщать опыт своей работы; анализировать опыт других учителей с целью обобщения и переноса эффективных форм, методов и приемов в практику своей работы;
-соотносить свой опыт с педагогической теорией, ставить перед собой исследовательскую задачу и применять соответствующие
-мысленно ставить себя в позицию воспитанников; увлекать учащихся, заинтересовывать их новыми общественно ценными перспективами;
-выдвигать и обосновывать на основе анализа достигнутых результатов очередные педагогические задачи.
Таким образом, педагогическая зрелость предъявляет высокие требования к личности и профессиональной компетентности учителя.