Наталья Мозговая
Характеристика нетрадиционных видов утренней гимнастики в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста используют нетрадиционные формы различных физкультурно-оздоровительных мероприятий в детском саду. В связи с этим необходимо отметить следующее. Одной из основных форм физического воспитания детей, поэтому она должна проводиться живо, интенсивно, привлекательно. С учетом интереса детей в ряде детских садов используются элементы танцев, ритмической и художественной гимнастики. Эти виды можно использовать при проведении утренней гимнастики в младшей, старшей и подготовительной группах, как в сюжетной, так и в стихотворной форме.
Публикация «Характеристика нетрадиционных видов утренней гимнастики в детском саду» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Регулярное выполнение упражнений в ритме танца повышает бодрость, улучшает осанку, способствует всестороннему развитию детей, приучает к чувству ритма, формирует интерес к занятиям утренней гимнастикой. В детском саду утренняя гимнастика проходит ежедневно, в спортивном зале, в музыкальном зале под музыкальное сопровождение. Мы предлагаем детям комплексы утренней гимнастики традиционного и нетрадиционного вида (игровая, сюжетная, ритмическая, с использованием полосы препятствий, что дает детям положительный эмоциональный заряд на весь день. Утренняя гимнастика также имеет большое оздоровительное значение, но только при условии систематичности.
Физические упражнения благотворно влияют на детский организм, вызывают у детей радостное настроение. Это способствует активизации двигательной деятельности детей. Утренняя гимнастика воспитывает такие волевые качества ребенка как, настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность. Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека всю жизнь.
Назначение утренней гимнастики состоит в том, чтобы пробудить организм ото сна. Гимнастика же в ДОУ обычно проводится перед завтраком, что для отдельных детей бывает через 1-1,5 часа после пробуждения. И поэтому теряется смысл проведения зарядки в общепринятом ее значении. Исходя из этой реальности, можно рассматривать утреннюю гимнастику не столько как физкультурное занятие, сколько специально предусмотренный режимный момент, особым образом организованное общение детей и взрослого в процессе двигательной деятельности.
Нетрадиционная утренняя гимнастика может включать в себя ритмы, музыку, общение, подвижные игры разной интенсивности, ритмику, элементы дыхательной гимнастики, танцевальные движения, хороводы и т. п. Важно при этом обеспечить непринужденность утреннего общения с детьми, создать эмоциональный комфорт, снять психологическое напряжение от расставания с родителями, собрать их внимание и дисциплинировать поведение. Упражнения, игры по содержанию, количеству и дозировке подбираются для комплекса в соответствии с возрастными особенностями детей. Кроме того, упражнения должны быть доступны и хорошо знакомы детям, легко выполнимы. Содержание комплекса утренней гимнастики может быть вариативным, т. е. используются разные двигательные упражнения и игры в каждой части. Это зависит от заинтересованности и состояния детей, времени года, каких-либо событий. В этом случае от педагога потребуется творческий и индивидуальный подход. Длительность проведения гимнастики от 5 до 12 минут, в зависимости от возраста детей.
Нетрадиционные формы гимнастики разработаны для всех возрастных групп. Исходя из актуальности исследования сформировалась проблема оздоровления детей – это целенаправленная систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. Основной задачей коррекционно-педагогической работы являются воспитание физически и психически здоровой личности. Работа ведётся в трё х направлениях:
1) укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности красивой осанки с использованием нетрадиционных форм оздоровления;
2) формирование положительных эмоций и чувств;
3) воспитание оптимистического мироощущения.
Нетрадиционные методы : как вводная медитация, спокойный танец, релаксация. Они помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость и снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающие детям лучше представлять тот или иной образ, войти в него.
Среди нетрадиционных форм оздоровления можно выделить такие, как:
ароматерапия – это запах оздоровляющий среди разнообразия растительного мира уже в древности человек обратил внимание на растения с приятным или острым ароматом, липкие на ощупь и широко использовал их для лечения недугов. Пользу приносят не только запахи, ласкающие органы обоняния, успокаивающие, но нередко и резкие (в малых дозах, способствующие активизации дыхательного процесса, а значит, и обеспечения организма кислородом. Младенцы узнают мать практически сразу же после рождения, еще не видят лица, не отличая голоса.
Женщины, обоняние которых намного тоньше, чем у мужчины, особенно чувствительны. В систему физического воспитания детей дошкольного возраста в детском образовательном учреждении с целью повышения двигательной активности необходимо включать различной формы занятий физическими упражнениями: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения на свежем воздухе, элементы спортивных игр, гимнастику после дневного сна, бодрящая гимнастика, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, посещение детских спортивных секций. В результате использования инновационных форм проведения утренней гимнастики моторная плотность утренней гимнастики достигла 90%. Но необходимо всегда помнить, что не нужно слишком усердствовать — все-таки утренняя зарядка для ребенка должна быть если и не удовольствием, то уж точно не экзекуцией и не проверкой на прочность. Во всех детских садах разработаны для всех возрастов комплексы гимнастики в нетрадиционной форме.
Задачи:
-Учить выполнять основные виды движения вместе с воспитателями в игровой форме, формировать умение бегать стайкой за воспитателем;
-развивать произвольное внимание;
-воспитывать интерес, положительное отношение и желание участвовать в утренней гимнастике.
Традиционно утренняя гимнастика состоит в том, чтобы пробудить организм ото сна. Гимнастика же в ДОУ обычно проводится перед завтраком, что для отдельных детей бывает через 1-1,5 часа после пробуждения. И поэтому теряется смысл проведения зарядки в общепринятом ее значении.
Нетрадиционная утренняя гимнастика может включать в себя ритмы, музыку, общение, подвижные игры разной интенсивности, логоритмику, элементы дыхательной гимнастики, танцевальные движения, хороводы и т. п. Важно при этом обеспечить непринужденность утреннего общения с детьми, создать эмоциональный комфорт, снять психологическое напряжение от расставания с родителями, собрать их внимание и дисциплинировать поведение.
Дошкольникам полезны – ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные занятия, динамические часы, также должен быть предоставлен простор для самостоятельных игр, упражнений, развлечений. Для этого необходимо проводить занятия в различных вариантах, в нетрадиционной форме : олимпиады, походы, Дни Здоровья, путешествия, физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки и динамические паузы также должны быть разнообразными. При использовании нетрадиционных методов в физической подготовленности детей, можно достигнуть наивысшей двигательной активности, эмоционального подъема, снижения заболеваемости. В ДОУ наряду с традиционной формой, проводят различные нетрадиционные формы утренней гимнастики.
На сегодняшнее время всё больше внимания привлекает следующие нетрадиционные формы или виды утренней гимнастики (нетрадиционное что-то необычное, новое).
Это такие формы как:
- игровой стретчинг;
- гимнастика на фитболах;
- степ – аэробика;
Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Другими словами - это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность.
Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть игрового стретчинга. Причем все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений.
Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т. к. человеческое тело само себе тренер. Само манипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого, дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.
Все мы знаем, как трудно заставить и себя, и ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. И так же хорошо мы знаем, что это необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движений. В своей работе, мы показываем, как превратить утреннюю гимнастику в увлекательную игру-сказку, где дети становятся персонажами. В эту игру можно играть взрослому с одним ребенком или с группой детей. Занятия помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность.
Статичные упражнения стретчинга взывают не только воздействие на глубинные мышцы организма, но также нормализуют и усиливают защитные функции организма, в том числе свертываемость крови, количество лейкоцитов, желудочную кислотность, работу кишечника и т. д.
Этими упражнениями можно начинать заниматься уже с ребенком от трех-четырех лет. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз (в зависимости от возраста). Подбирается инструментальная музыка с ярко выраженным ритмом. Начинаю рассказывать сказку, одновременно разыгрывая ее. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которые вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания, и длится 15 минут со старшими, 10 минут с малышами.
Гимнастика на фитболах. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности, польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, когда они выполняют их охотно и радостно. Интерес к утренней зарядке и желание участвовать в ней обогащают детей положительными эмоциями. Фитбол-гимнастика с успехом применяется во многих странах, являясь скорее веселой игрой, чем сложным физическим упражнением.
Упражнения на фитболах, помимо того, что эмоционально украшают занятия, позволяя использовать мяч в качестве «лошадки» способствуют формированию очень важного для ребенка двигательного навыка — прыжка из различных исходных положений. Длительное применение фитбола в качестве предмета для прыжковых упражнений позволяет не только значительно улучшить количественные и качественные показатели данного двигательного навыка, но и улучшает координационные возможности ребенка.
Фитбол-гимнастика уникальна по своему воздействию на организм занимающихся. Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных коррекционных и реабилитационных медицинских центров. За счет механической вибрации и амортизационной функции мяча при выполнении упражнений улучшаются обмен веществ, кровообращение и микро-динамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах; эти упражнения оказывают благоприятное воздействие на позвоночник, суставы и окружающие ткани, что способствует профилактике и коррекции осанки.
Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей и повышают эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой.
Практически это единственный вид гимнастики, где при выполнении физических упражнений одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий.
Степ – аэробика. Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что все формы оздоровительной физической культуры положительно влияют на организм ребенка. Степ-аэробика - ритмичные движения вверх и вниз по специальной cтеп-плaтформе. В зависимости от уровня сложности ее высота меняется. Она развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие и позволяет сжигать большое количество калорий. Занятие усложняется и, несмотря на внешнюю простоту, упражнения могут быть весьма непростыми для выполнения.
Скамейки для степа бывают разными. Основное требование для них - нам должно быть удобно на них заниматься. В идеале скамейка должна быть изготовлены для детей высотой не более 8 см, шириной – 25 см, длинной – 40см, легкий и покрытый ребристой резиновой дорожкой. Одно из главных – музыкальное оформление занятий. Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение.
Утренняя гимнастика состоит из III частей: подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.
Подготовительная часть сводится к тому, чтобы подготовить организм ребё нка к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой.
В основной части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идё т основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы.
Заключительная часть общего времени, создаёт условие для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей.
В состав утренней гимнастики входит :
1) комплекс оздоровительной гимнастики,
2) учебно - развивающие, динамические игры.
3) комплекс упражнений под музыку.
4) упражнения на расслабление мышц тела.
5) упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхание.
6) упражнения на релаксацию с развитием воображения.
7) комплекс оздоровительных игр.
В результате использования инновационных форм проведения утренней гимнастики увеличивается моторная плотность утренней гимнастики. Но необходимо всегда помнить, что не нужно слишком усердствовать — все-таки утренняя зарядка для ребенка должна быть если и не удовольствием, то уж точно не экзекуцией и не проверкой на прочность.