Виктория Колесникова
Характеристика компонентов предметно-развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно – развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Под развивающей предметно- пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Публикация «Характеристика компонентов предметно-развивающей среды» размещена в разделах
При создании и совершенствовании развивающей среды в нашей группе мы придерживались следующих принципов:
соответствие предметно-развивающей среды санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, а так же нормам безопасности
принцип соответствия развивающей среды возрасту детей
принцип целесообразности и рациональности
принцип доступности и открытости в зависимости от желания и интересов детей
принцип учета половых различий детей
принцип эстетического оформления группы
Так же, при создании предметно развивающей среды мы учитывали федеральные государственные требования и рекомендации авторов программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса.
Учитывая все принципы, требования и рекомендации в построении предметно-развивающей среды, группа условно поделена на зоны:
Игровая зона. Предметно-игровая среда группы организованна таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Оборудование и материалы, которые есть у нас в игровой зоне – это кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Водителей» и др. ; куклы ; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние, грузовые и легковые; конструктор, лего; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения. Все это создает благоприятную психологическую обстановку и положительный эмоциональный настрой детей.
Зона познавательно-речевого развития. В ней имеется подборка познавательных иллюстрированных альбомов различной тематики («Профессии», «Времена года», «Спорт», «Семья» и т. д., наборы предметных и сюжетных картинок, дидактические и развивающие игры.
Зона творчества. В зоне творчества имеется большое разнообразие материалов для продуктивной деятельности детей - это карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски гуашевые и акварельные, пластилин, шаблоны, линейки, раскраски, различные виды бумаги, ножницы. В уголке собраны образцы декоративно – прикладного творчества.
Театрализованная зона. Нами были собраны и изготовлены театральные атрибуты – это куклы для настольного и пальчикового театра, маски и шапочки для игр-драматизаций.
Музыкальная зона – содержит разные виды музыкальных инструментов, магнитофон, диски для прослушивания.
В книжном уголке размещены книги в соответствии с программой
Зона «Безопасность» или уголок ОБЖ. В нем содержатся наглядные пособия по ПДД (наборы картинок, дидактические игры.
Зона краеведения и патриотизма. В этой зоне был создан совместно с родителями кубанский уголок и уголок военно-патриотической направленности. Имеется методический и наглядный материал.
Зона «Здоровья» (физ. уголок) содержит: мячи, кегли, дорожки здоровья, игры – ловушки, кольцеброс.
В зоне сенсомоторного развития имеются логико-математические игры: блоки Дьенеша, геометрическое лото, наборы мозаик разной формы.
Таким образом, предметно-развивающая среда нашей группы обеспечивает разные виды деятельности детей и становится основой для их самостоятельной активности.