Наталья Ермилова
Хантыйский обряд «Ворна Хатл»
▼ Скачать + Заказать документы
Ворна Хатл (Вороний день)
Сценарий обряда
Действующие лица:
Ворона
Богиня Калтащ
Бабушка Альва
Мать Энна
Сестра Эви
Сестра Тутья
Сестра Хором
Сестра Нены
Сестра Мось нэ
Тёмная сцена. В центре сидит ворона, прикрытая куском черной ткани. Ворона каркает телом. Звучит музыка. За чумом с двух сторон выходят дети и смотрят на танец Вороны до ее пробуждения. Голос за кадром:
Ведущий:(голос за кадром)
Давно это было, когда весной прилетела Ворона в северный край…
Летала, кружила, смотрела:
Публикация «Хантыйский обряд „Ворна Хатл“» размещена в разделах
Кругом холодно, хмуро, никого нет.
Собралась тогда Ворона с силой и крикнула во всё горло:
- КАРРРР! -
Иполетел ее звонкий крик над просторами Севера.
От этого крика и ожила Земля,
Проснулся человек,
С этого дня и повели свой род Ханты!
Танец Вороны, в конце танца Ворона расправляет крылья, подходит к чуму (чум в это время закрыт). Оттуда выходят бабушка, мама и одна дочь. Они садятся возле чума, рукодельничают, обрабатывают шкуру, шьют малицу. В это время выбегают сёстры, Ворона пугается и отбегает на противоположную сторону
Бабушка Альва:Тише, тише, тише, садитесь рядом с чумом.
Все сели вокруг и начали диалог:
Бабушка Альва: С вороньим днё м много было связано:
Сестра Нены: И первое дыхание весны,и первый день,
Сестра Эви: И первые ручьи, и первые проталинки…
Сестра Мось нэ: Эви, ведь Ворона - хорошая птица?
Сестра Эви: Хорошая.
Сестра Хором: А почему хорошая?
Сестра Эви : Потому что Ворона - друг человека.
Мать Энна: Вот о чём повествует хантыйская легенда (музыка). Давным –давно Ворона жила вместе с людьми в чуме. Люди заботились о Вороне. Дети подкладывали ей труху из детской колыбели и Ворона грела в ней свои лапки.
(Перед чумом сидят хозяйка и дети. Хозяйка обрабатывает шкуру оленя, а сёстры по очереди, пока бабушка рассказывает, кормят Ворону).
Мось нэ: По поверьям народа, ворона не только приносит весну, но и выступает покровительницей женщин и детей. С лучом солнца она посылает душу новорожденного, и только благодаря ее стараниям рождаются дети.
Мать Энна: Считается, что именно ворона своим криком пробуждает спящую под снегом природу. С этого дня начинается весеннее обновление жизни.
Фонограмма (фон карр, каррр).Взмахнув крыльями, ворона улетает за дерево. Танец народов Ханты.
Сестра Мось нэ: Ворона у народа Ханты – символ материнства.
Фонограмма (детский крик).
Прилетая весной на северную землю, когда еще холодно, она садится греть свои озябшие лапки на проталинки и на кучки использованной березовой трухи, которую матери выкладывают из детских колыбелей.
Сестра Хором: В карканье вороны ханты слышат благодарность матери, которая родила ребенка.
Фонограмма (ребенок).
Сестра Эви: Как поется в одной из песен, ворона просит, чтобы к следующему ее прилету «женщина, родившая сына, родила еще сына, женщина, родившая дочь, родила еще дочь», чтобы было, где ей погреть озябшие лапки.
Сестра Нены: Она и есть первая, самая главная, хотя и невидимая, мать каждого человека, которая предсказывает ему жизнь в тот момент, когда младенец сощурится, впервые увидев солнце.
Сестра Тутья: Она отмеряет продолжительность жизни каждому человеку, её золотой посох весь увешан нитями с узелками.
Бабушка Альва:Расстояние от узелка до посоха – это и есть длина жизненного пути. Ворна Хатл- важный праздник у наших народов! И женщины готовятся к нему заранее: готовят пищу, украшают жилище, шьют праздничные наряды. Вот смотрите, смотрите, подходите сюда! Это праздничный наряд хантыйской женщины : здесь есть оберег с изображением Вороны. Ворона охраняет и оберегает женщину.
Сестра Нены: Северные ханты считают, что весной в облике вороны Богиня Калтащ спускается на землю.
Ворона летает, делает взмах крыльями, застывает на миг и исчезает. В это время появляется Богиня Калтащ. Она раскрывает плащ и начинается танец Богини, она как будто плывёт.
Все сё стры говорят одновременно: Богиня Калтащ….
Богиня выходит. Сестра Эви преподносит ей золотой посох. Сестры берут по ниточке и ходят по кругу. Богиня Калтащ уходит с посохом. Вылетает ворона и садится возле окна.
Сестра Нены: А давайте погадаем по узелкам?
Все встают.
Сестра Мосьнэ:А как это по узелкам?
Сестра Тутья: Мы узнаем, какая погода будет в этом месяце?
Сестра Эви: На каждом узелке будет погода на неделю!
Сестра Хором: Хорошо ты придумала, сестра Нены.
Гадание по узелкам, все сидят возле чума.
Сестра Мось нэ: Ворона – очень чувствительная птица, которая тонко реагирует на изменения в погоде. Она как барометр, который помогает определить погоду на следующий день, на неделю или даже на месяц.
Фонограмма (с бубном).
Сестра Мось нэ: 1 узелок - раскаркались вороны зимой всей стаей – это к морозу;
Сестра Нены:2- вьются в воздухе – к снегопаду;
Сестра Хором: 3 - на земле сидят – к оттепели;
Сестра Эви :4 - ворона купается – к ненастью;
Сестра Тутья: 5 - ворона нахохлилась – будет дождь.
Все прижались друг к другу и нахохлились.
Сестра Хором:6 - если все головой в одну сторону – к сильному ветру.
Акцентированные перемены – стопкадр.
Мать Энна: Когда прилетает хозяйка Весны - Ворона, то отмечают Вороний день – Ворна Хатл. Основным местом празднования Ворна Хатл является место, где растут священные деревья. Им ханты поклоняются веками.
Сестра Эви: Сюда приходят исключительно женщины. Они приносят с собой лоскутки ткани, вкладывают туда свои дары, обычно это монетки, и повязывают на дерево. При этом принято мысленно разговаривать с деревом и просить у него семейного благополучия.
Бабушка Альва: Я приготовила для вас ленточки.
Мать Энна: Дети мои, пойдёмте завяжем ленточки на дереве и попросим у дерева, благополучия и здоровья.
Ворона делает облет возле дерева. Мать Энна даёт девочкам 7 ворон из бумаги. Они их открывают на ладони.
Все (вместе) : С Вороним днём!
Конец