Татьяна Войтенко
Готовность ребёнка к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность ребёнка к обучению грамоте
Овладение грамотой доступно 6-7летнему ребенку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития. Дети, поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определенной готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи. Самой распространенной ошибкой для детей с недостатком произношения является замена одних букв другими (звонких и глухих – п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж, замена шипящих и свистящих – с-ш, з-ж, ц-ч, щ-сь и др.). Второй группой ошибок является пропуск букв, особенно часто пропускаются гласные буквы.
Публикация «Готовность ребёнка к обучению грамоте» размещена в разделах
Как учить буквы
• Учить названия букв по названию звуков, например: буква «ЭМ», а звук «М».
• Складывать буквы из пальцев.
• Строить буквы из палочек, спичек, веточек, конструктора.
• Высыпать буквы из песка, муки, крупы.
• Лепить буквы из теста, пластилина.
• Рисовать буквы в воздухе, на воде, по стеклу.
• На что похожа буква «У»? (на улитку, вешалку, рогатку).
• Изображать буквы собственным телом ( например: стоять прямо, руки в стороны – буква «Т» и т. п.).
• Дописывать «сломанные» буквы.
• Из одного элемента составлять разные буквы, например: Х, А, У, М.
• Подбирать картинки на заданную букву.
• Раскрашивать большие буквы.
• Обводить буквы по пунктиру.
• Узнавать объемные буквы на ощупь (игра «Волшебный мешочек»).
• Делать буквы из нитки, шнурка, проволоки, веревки.
Звуко-слоговой анализ слова
• Что ты назвал? /слово/ - обозначаем полоской.
• Сколько частей /слогов/ в слове? (делить хлопками) – раздели полоску палочками на столько же частей.
• Назови 1-й слог (часть). Сколько звуков? Какие? Чем обозначим? Прочитай по квадратам.
• Назови 2-й слог (и т. д.)
• Прочитай свое слово. Сколько слогов? Сколько звуков? Сколько гласных, согласных? Подготовка руки к письму
• Тетрадь должна быть с полями.
• Рисовать только цветными карандашами (фломастеры и ручки слабо тренируют тонкую мускулатуру руки).
• Во время работы следить за осанкой, правильным удержанием карандаша.
• Освещение должно быть достаточным. Свет должен падать слева, а если ребенок рисует левой рукой, то справа.
Развитие слухового внимания и контроля. Игра. Внимателен ли ты?
Ребёнок по вашему поручению запоминает какой-либо звук, хорошо слышимый в речи или тот, который он правильно произносит. Затем произносится ряд слов, содержащих этот звук и не имеющих его. Например: Рыба, Рак, коРа, голова, стол. Ребёнок должен поднять руку, когда услышит слово со звуком "Р".
Игра. Определение места данного звука в слове.
В начале, середине, конце. Например, в слове рыба звук «Р» находится в начале слова и т. д.
Игра. Найди картинку в названии, которой есть звук «Н».
Более сложная форма. Среди них ребёнку предлагается отобрать лишь те, где изображен предмет, в названии которого есть данный звук.
Игра. Назови слова сам.
По заданию взрослого ребёнок самостоятельно называет слова с определённым звуком. Здесь можно варьировать: звук может быть: в начале, в середине, в конце.