Татьяна Елисеева
Гостиная для родителей «На пороге школы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Искусство сотрудничества с ребенком как одно из главных факторов развития социальной нравственности дошкольника»
Цель. Способствовать повышению педагогической культуры родителей в воспитании социальной нравственности дошкольников и формирование представлений о важности роли семьи в жизни человека.
I. Организационный момент
Здравствуйте уважаемые гости, родители и детки!
Публикация «Гостиная для родителей „На пороге школы“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
В. (обращение к родителям). Сегодня мы с вами впервые собрались в нашей гостиной. И цель нашей встречи показать важность роли семьи в воспитании социальной нравственности в жизни маленького человека, т. е. формирование положительных качеств, качеств, которые помогут вашему будущему первокласснику влиться в коллектив и успешно осваивать знания.
Уже когда ваши дети находились в старшей группе, мы знакомились с такими понятиями как «честность, справедливость, доброта, гнев, злость и т. д.» .
Я и дети Вас пригласили для того, чтобы рассказать Вам о том, с чем мы будем знакомиться в течение года.
Как - то собравшись, мы решили построить ДОМ из кирпичей, и у каждого кирпича будет свое имя, которое будет обозначать качества человека (честность, доброта, вежливость, отзывчивость и т. д.).
Скажу Вам по секрету, что мы уже заложили первый кирпич «умение сотрудничать». Почему именно это качество? Ведь не секрет, что ребятки следующей осенью идут в школу, а такое качество маленького ученика как умение сотрудничать с детьми и взрослыми сделает его более успешным в учебе и уверенным в своих силах.
Сотрудничество как одна из ценностей культуры задает основания жизненно важным способам поведения в деятельности человека. Сотрудничество ребенка со сверстником и с взрослым является необходимым фактором первичной социализации личности, одним из существенных условий ее полноценного формирования.
А где, если не в семье в первую очередь должен этому научиться ребенок? Кто, если не мама с папой помогут ему адаптироваться в социальном мире? Конечно же, вы родители и только вы первые учителя для своих деток!
Ведь семья - это наша пристань, крепость, которая защищает от всех невзгод
Как научить сотрудничать? Я предлагаю вам посмотреть, как идет этот процесс у нас с детьми, а некоторые родители будут сами участвовать в этом процессе.
Практическая часть. «Творить добро или разрушать?»
• Цель. Способствовать развитию умения сотрудничать в микрогруппе в процессе самостоятельной деятельности и побуждать детей к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции, собственных жизненных ценностей;
Задачи:
• формировать приемы и способы конструктивной, коммуникативной деятельности;
• развивать умение анализировать конкретные жизненные ситуации;
• развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Оборудование: «Домик для друзей» из пластмассового конструктора, магнитофон для воспроизведения музыки; шары надувные; материал для постройки домиков.
Предварительная работа: :
• беседы, в которых знакомились с чувствами человека в разных ситуациях (грусть, огорчение, гнев, обида, радость и т. д.);
• игры «Проводник», «Царь Горох»;
• понятие «сотрудничество» и знакомство с «лесенкой Логинова»; главные правила при совместной деятельности;
• чтение нравственной сказки «Лесные певцы» на умение сотрудничать;
• Пословицы и поговорки, коллективные работы с детьми.
Словарная работа: коллектив, сотрудничество, проект, фундамент, правила, поговорки, пословицы.
Ход мероприятия.
Организационный момент
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. - вчерашнюю обиду, гнев, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей, голубизну неба. чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
В. Скажите, пожалуйста, как называется дом, который мы начали строить из кирпичей? (радости и счастья)
В. Как называется наш первый кирпич? (умение сотрудничать).
В. А что значит «умение сотрудничать»? (уметь договариваться, обговаривать цель, как мы будем делать и из чего, помогать друг другу, если у кого- то что- то не получается).
В. А для чего нужно уметь сотрудничать? (понимать окружающих, чтобы справляться с трудностями, стать успешным человеком).
В. А какие слова нужно говорить, если ты выполняешь какую-либо работу в группе?
В. А какие правила надо знать для того, чтобы научиться сотрудничать с окружающими?
Основная часть
1. Упражнение «Домик»
- Вы ничего необычного в группе не заметили? {Заметили, вы построили для нас очень красивый волшебный домик.)
Да, просто у меня сегодня очень хорошее настроение и мне захотелось вам сделать приятное, поэтому я построила «Домик для друзей».
- А с каким настроением вы пришли на урок? Покажите с помощью шариков. Давайте договоримся:
• зеленый цвет - настроение отличное;
• желтый – настроение хорошее;
• синий - настроение тревожное.
Приступайте. (Дети выстраивают ряд из шариков.)
(Звучит музыкальный фрагмент песенки Шапокляк «Кто людям помогает, тот тратит время зря.» В это время старуха Шапокляк, озираясь по сторонам, разрушает домик. дети видят, как она убегает.)
- Что случилось?
- Смотрите! Старуха Шапокляк сломала наш «Домик для друзей», вот вредная старушка!
- Что же делать? У меня совсем испортилось настроение. А у вас?
(А у меня тоже. Можно, я покажу на шарике)
(Дети показывают свое изменившееся настроение, выстраивая другой ряд шариков.)
3. Проблема
У меня совсем опустились руки. Я так готовилась к этой встрече. Столько труда и любви вложила в этот домик, мечтала о том, что вы поселите в него своих друзей. А старуха Шапокляк все испортила.
Говорят «Ломать - не строить». Так ли это? Как вы думаете? Почему?
(Строить всегда приятно, но сложно. Чтобы, что-то построить или создать - надо много уметь и знать. Надо быть старательным и терпеливым. А мне мама говорила, что люди всегда вкладывают душу в то, что делают. И др.)
Нам сегодня предстоит выяснить что же легче - творить добро или разрушать то, что сделали другие?
Ребята, что же делать? Как исправить ситуацию? (А давайте сами построим домики для друзей.)
- А строить мы будем вместе или по одному?
- Всем коллективом? А, что такое коллектив?
Пословицы: (дети называют пословицы и объясняют, как они ее понимают) :
• Что одному с трудом дается, то коллективом легко берется.
• Недаром говорится, что нужда коллектива боится.
Я предлагаю вам разделиться на группы, а для этого подойдите ко мне и возьмите фишку любого цвета. Те, кому досталась фишка зеленого цвета, занимают места за столом с зеленой фишкой. У кого желтый цвет - ваш стол с желтой фишкой и т. д.
Сейчас каждая группа будет работать над собственным проектом и построит свой, непохожий на другие, домик.
6. Повторение правил при совместной работе.
Прежде, чем приступить к работе над проектом, необходимо повторить в каком порядке вы будете работать. (Дети озвучивают лесенку сотрудничества.)
1. Договориться, какой домик нам построить.
2. Распределить, кто какую работу будет выполнять.
- Для выполнения работы отводится 20 мин. После завершения работы подайте сигнал. Приступайте к работе.
• Самостоятельная работа в микрогруппах
7. Физкультминутка (игра «Близнецы»)
Подведение итогов
Итак, наша работа завершена. Понравилось ли вам работать вместе? Почему? (Мы помогали друг другу, у нас все получилось, нам было весело работать вместе.)
- У вас получилось построить дом быстро? Почему?
- Мы сегодня с вами попытались построить дома из бумаги. А как вы думаете, за это же время можно построить настоящий дом? (Нет.)
- Почему? Докажите свою точку зрения. (Для этого надо вырыть котлован, залить фундамент, и т. д.)
- Так верно ли утверждение, что ломать легче, чем строить?
- Какие чувства вызвал у вас поступок Шапокляк? (Грусть, огорчение, гнев, обиду.)
- Но если ломать легче, так почему, же мы все-таки строим? (Потому что строить приятнее. На душе становится радостнее от выполненной работы А мне хорошо, когда я делаю что-то доброе и хорошее для людей. И т. д.)
- Я совершенно с вами согласна, ребята. Ведь добро всегда побеждает зло. И может ломать легче, но строить или создавать гораздо приятней и полезней. Ведь жизнь дана человеку на добрые дела.
Совершая добрые дела, мы делаем свою жизнь и жизнь других людей богаче, светлее и радостней.
- А какое доброе дело вы совершили сегодня на уроке? (Построили домики)
- Построив дома, вы исправили ошибку старушки Шапокляк. И мне интересно, изменилось ли от этого ваше настроение? Покажите на шариках.
(Дети выстраивают 3 ряд шариков.)
Я очень рада, что ваше настроение изменилось, потому что, совершая доброе дело, вы подарили радость не только себе, но и окружающим. И нашу встречу я хочу закончить такими словами:
На мир взгляни разумным оком,
Не так, как прежде ты глядел.
Мир - это море. Плыть желаешь?
Построй корабль из добрых дел!
- Наше занятие окончено. Всем спасибо.
Ожидаемые результаты:
• повышение уровня родительской компетентности;
• гармонизация семейных и родительско-детских отношений;
• повышение родительской ответственности за судьбу ребенка и его активности в отношениях с сотрудниками детского сада.
Как это повлияет на Среду социального развития ребенка:
• улучшится эмоциональный климат в семье;
• упрочится социальный статус ребенка в семье, отношения с родителями станут более адекватными его возрасту;
• изменится в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний будет лучше соотноситься со способностями ребенка;
• повысится эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми. МБДОУ.