Настя Буланева Муратова
Социально значимый проект «Город глазами ребенка»
▼ Скачать
ГОРОД ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА
Социально значимый проект
Содержание
Паспорт проекта
1. Актуальность…1
2. Цели и задачи проекта…. 10
3. Целевые группы и партнеры проекта…. 11
4. Механизм реализации проекта…. 13
5. Ресурсное обеспечение проекта….16
6. Сроки реализации проекта…. 18
7. План мероприятий по реализации проекта…. 19
8. Ожидаемые результаты и оценивание проекта…. 26
9. Бюджет проекта…28
Список литературы…. 29
Публикация «Социально значимый проект „Город глазами ребенка“» размещена в разделах
Перечень приложений
Приложения
Паспорт проекта
Наименование
проекта «Город глазами ребенка» Воспитание нравственно-патриотических чувств, через ознакомление с родным городом.
Основные
разработчики
проекта Буланева Анастасия Анатольевна – воспитатель;
Руководитель проекта зам. заведующей по УР
Цель и задачи
проекта Целью реализации проекта является совершенствование уровня патриотического воспитания средствами приобщения детей к истории родного города.
Задачи проекта :
1. Расширить знания детей о городе Калтан, его истории, достопримечательностях, культурном наследии, знакомство с его современной жизнью.
2. Повысить уровень активности родителей в совместных мероприятиях и делах ДОУ.
3. Создать к 65-летию детскую энциклопедию патриотического содержания «Город глазами ребенка».
Сроки и этапы реализации проекта 2022-2033гг.
1этап информационно-накопительный
(май 2022г.) - планирование проекта
2 этап организационно-практический
(сентябрь 2022 - май 2023г.) - реализация проекта
3 этап презентационно-завершающий (май 2023г) - презентация детской энциклопедии «Город глазами ребенка»
4. этап - контрольно-рефлексивный (май 2023г) закрытие и оценка проекта
Перечень основных мероприятий 1. Создание единой системы диагностики (анкетирование, тестирование, опрос) всех участников проекта.
2. Разработка методических рекомендаций, изготовление дидактических пособий по тематике проекта.
3. Организация предметно - развивающей среды в группах по нравственно-патриотическому воспитанию.
4. Сотрудничество с партнерами проекта.
5. Систематическое проведение совместных мероприятий с родителями.
6. Консультативная помощь родителям, создание микроклубов.
7. Апробация форм и методов работы по осуществлению патриотического воспитания, основанного на ознакомлении с родным городом.
8. Организация работы по обмену педагогического опыта.
Исполнители проекта и основных мероприятий Дети в возрасте 5-7 лет
Педагоги ЦРР
Заместитель заведующей по УВР
Родители
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта 1. Повышение уровня знаний детей о городе Калтан, его истории, достопримечательностях, культурном наследии, знакомство с его современной жизнью.
2. Повышение уровня активности родителей в совместных мероприятиях и делах ЦРР.
3. Создание детской энциклопедии патриотического содержания «Город глазами ребенка»
Целевые группы проекта 1. Дети в возрасте 5-7 лет.
2. Педагоги ЦРР
3. Родители.
Партнеры проекта Выставочный зал «Музей» г. Калтан
Детская библиотека г. Калтан
1. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы
Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно - патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. На повышение общественного статуса патриотического воспитания детей ориентированы Федеральные законы : «О Государственном флаге РФ»;
«О Государственном гербе РФ»; «О Государственном гимне РФ»; Государственная программа «Патриотическое воспитание РФ на 2006-2010 годы», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней.
Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. О важности изучения родного края в воспитании детей дошкольного возраста указывал еще Я. А. Коменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что до 6 лет ребенок должен познать «место, где он родился и где живет: деревню, город…». Его идею поддерживали Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др.
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. На педагогов ложится совсем непростая задача – воспитать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою малую Родину, свой край, город, где он родился и живет. Но чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Мы живем в небольшом городе Калтан, расположенном в живописной местности. Люди, приезжавшие в наш город, отмечают его красоту. Не так давно наш город отметил свое 50-летие. С каждым годом Калтан становится лучше и краше. Но не все взрослые, а тем более дети знают историю нашего города.
Результаты диагностического среза в нашем дошкольном учреждении оказались неутешительными. Проведенный опрос среди детей и анкетирование родителей воспитанников выявили:
к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города;
у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
40 % родителей затрудняются в знании истории города;
20 % родителей не знают и не хотят знать историю города.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в МАДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей и особенностями города на более действенные, доступные к восприятию и пониманию детей. Решением данной проблемы может стать реализация проекта «Город глазами ребенка».
Имеется много литературы по нравственно-патриотическому воспитанию, а так же непосредственно о г. Калтан, но ощущается большой дефицит литературы ориентированной на детей дошкольного возраста. Сложившаяся ситуация стала толчком к разработке данного проекта, продуктом реализации которого станет выпуск детской энциклопедии патриотического содержания «Город глазами ребенка». Энциклопедия будет предназначена для детей дошкольного возраста 5-7 лет и включать в себя направления, по которым непосредственно будет реализовываться проект.
Проект ориентирован на повышение уровня представлений детей о патриотизме, основанном на любви к родному городу. При этом акцент делается на содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания, эмоциональность освоения конкретных фактов). В энциклопедии будет представлен материал наиболее доступный детям дошкольного возраста - о истории и традициях, мире животных и растений родного города, труде и отдыхе людей.
Идея проекта сформировать у детей потребность осознания себя неотъемлемой частью своего города. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма. Обязательное условие реализации проекта – забота педагогов о том, что бы воспитательно-образовательный процесс был тесно связан с активной детской деятельностью и практическими делами. Работа в рамках проекта дает возможность превратить детей из зрителей, наблюдателей и слушателей в активных, эмоциональных участников. Реализация проекта воплощается во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, труде и быту, сотрудничестве взрослых и детей, воспитателей и родителей. Формы работы, предусмотренные проектом, помогут дошкольникам узнать много нового и интересного о городе. Огромную поддержку окажут родители воспитанников, участвуя в семейных конкурсах данного проекта. Заинтересованность детей и родителей обусловлена непосредственным участием в издании детской энциклопедии патриотического содержания «Город глазами ребенка». Накопленный материал во время реализации проектной деятельности, а также мероприятия, проводимые на конкурсной основе (победители) будут включены в детскую энциклопедию.
Воплощением данного проекта в жизнь хочется зажечь в ребячьих душах искорку любви к родному городу. Ведь именно знакомство детей с родным городом : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного города, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. А любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему городу.
SWOT-анализ
использования проектной деятельности в формировании патриотических чувств через ознакомление с историей родного города
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Высокий уровень подготовленности педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания.
Активная позиция педагогов, интерес и готовность работать в рамках проекта.
Наличие методических разработок по патриотическому воспитанию.
Эмоциональная отзывчивость детей.
Опыт взаимодействия с семьями воспитанников.
Наличие материально-технического оснащения, для наилучшего усвоения детьми материала. Низкий уровень представлений детей о патриотизме.
Незначительная заинтересованность детей к истории города.
Отсутствие со стороны большинства родителей, осознанного понимания актуальности патриотического воспитания.
Недостаточное количество дидактического материала по патриотическому воспитанию.
ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ И ПРЕПЯТСТВИЯ
Оптимизация содержания форм и методов работы по патриотическому воспитанию.
Создание условий для проявления инициативы со стороны родителей и заинтересованности детей.
Создание творческих микроклубов.
Возможность сотрудничества с социокультурными организациями.
Низкий процент участия родителей в мероприятиях.
Отсутствие транспорта для организации экскурсий.
Отсутствие литературы о городе для детей дошкольного возраста.
2. Цели и задачи проекта
Целью реализации проекта является совершенствование уровня патриотического воспитания средствами приобщения детей к истории родного города.
Задачи проекта :
1. Расширить знания детей о городе Калтан, его истории, достопримечательностях, культурном наследии, знакомство с его современной жизнью.
2. Повысить уровень активности родителей в совместных мероприятиях и делах МАДОУ.
3. Создать детскую энциклопедию патриотического содержания «Город глазами ребенка»
3. Целевые группы и партнеры проекта
Целевые группы:
1. Дети в возрасте 5-7 лет.
2. Педагоги МАДОУ.
3. Заместитель заведующей по УВР.
4. Родители.
Целевые
группы Их интересы
Дети
5-7 лет Получают информацию нравственно-патриотического содержания в увлекательной форме доступной их восприятию.
Педагоги Попытка решения актуального вопроса нравственно-патриотического воспитания. Повышение у детей уровня патриотического сознания путем привития любви к родному городу.
Родители Оказание любого рода поддержки проекту, развитие взаимосотрудничества с педагогами МАДОУ, открывающее возможность для совместной продуктивной деятельности. Повышение уровня осознанности патриотического воспитания.
Заместитель по УВР • Координирует работу участников проекта,
• организует сбор информации для детской энциклопедии, разрабатывает программу мониторинга (для детей 5-7 лет) уровня развития нравственно-патриотических чувств.
•
В ходе реализации проекта права и обязанности ребенка, общество, природа, культура, искусство рассматриваются в неразрывном единстве.
Проект позволяет сочетать интересы и потребности всех участников:
Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем.
Родители имеют возможность активно участвовать в значимом процессе нравственно-патриотического воспитания детей.
Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Партнеры проекта :
1. Выставочный зал «Музей» г. Калтан
Организация культурно- просветительных мероприятий. Ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием города.
2. Детсская библиотека г. Калтан.
Осуществление духовно-нравственного развития детей, средствами художественной и познавательной литературы. Оказание методической поддержки педагогам.
4. Механизм реализации проекта
Обоснование проекта
Ориентация содержания - творческо-поисковая
Возраст воспитанников - 5-7 лет
Период реализации - учебный год 2022-2023.
Проект организован для повышения уровня патриотического воспитания в МАДОУ, основанного на «позитивном центризме» (отборе знаний наиболее актуальных для детей дошкольного возраста).
Принципы патриотического воспитания в рамках проекта :
-скоординированная целенаправленная работа всех участников проекта (семья, ребенок, педагогический коллектив);
-учет психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
-сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника-игры;
- взаимосвязь и взаимопроникновение разнообразных видов деятельности;
Направления проектной деятельности :
1 БЛОК Как родился город?
Цель: Познакомить с историей возникновения города Калтан, знакомство с его современной жизнью. Расширить и углубить знания детей о городе, его достопримечательностях, достижениях, символике. Создать запоминающийся образ малой Родины.
2 БЛОК Мама с папой на работе. А где это?
Цель: Познакомить детей с промышленными объектами и предприятиями города, изготавливаемой продукцией. Расширить представления о профессиях, воспитывать уважение к труду взрослых.
3 БЛОК Где я люблю отдыхать!
Цель: Закрепить знания детей о культурных местах и учреждениях города Калтан, его достопримечательностях. Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой.
4 БЛОК Живое рядом со мной. Это интересно.
Цель: Углубить и конкретизировать представления о животном и растительном мире города Калтан. Формировать познавательный интерес и эмоционально-положительное отношение к природе. Воспитывать осознанную потребность участвовать в делах на благо окружающей среды.
В педагогическом процессе используются следующие формы и методы:
- наблюдения;
-целевые прогулки и экскурсии;
-беседа;
-чтение художественной литературы;
-просмотр видеороликов;
-прослушивание видеозаписей;
-дидактическая игра, игра-путешествие;
-рассматривание картин, иллюстраций и других объектов, их обсуждение;
- КВН, викторина;
-познавательное занятие;
-конкурс (словотворчество, изготовление макетов, составление кроссвордов, детских рисунков);
- творческий рассказ;
-тематический вечер;
-встреча с интересными людьми;
-досуг, развлечение.
Обязательное условие реализации проекта – забота педагогов о том, что бы воспитательно-образовательный процесс был тесно связан с активной детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат нашей работы, необходимо превратить детей из зрителей, наблюдателей и слушателей в активных, эмоциональных участников.
В проекте представлен материал наиболее доступный детям - о истории и традициях, мире животных и растений родного города, труде и отдыхе людей.
Накопленный материал во время реализации проектной деятельности, а также мероприятия, проводимые на конкурсной основе (победители) будут включены в детскую энциклопедию патриотического содержания «Город глазами ребенка».
6. Сроки реализации проекта
Практическая реализация проекта рассчитана на один учебный год
2022-2023г. и выстраивается поэтапно:
1 этап информационно-накопительный (май 2022г.) - актуализация темы, планирование, постановка целей и задач, формирование основополагающего вопроса. Завершается представлением согласованного паспорта проекта, который может подвергаться разнообразным корректировкам на последующих этапах.
2 этап организационно-практический (сентябрь 2022 – май 2023г.) -реализация проекта завершается получением выходных результатов, отбором и корректировкой педагогами материала для энциклопедии «Город глазами ребенка».
3 этап презентационно-завершающий (май 2023г) - презентация детской энциклопедии «Город глазами ребенка».
4 этап контрольно-рефлексивный (май 2023г)- закрытие и оценка проекта, анализ выполнения проекта, подведение итогов.
7. План мероприятий по реализации проекта
«Город глазами ребенка»
№ Наименование
мероприятия Дата
проведения Краткое описание Участники Ответственные
1этап – информационно-накопительный
1.
Составление паспорта проекта
Май 2022г Актуализация темы, постановка целей, задач, планирование
Педагоги Заместитель по УВР
Заведующая
Заместитель по УВР
2 этап- организационно-практический
БЛОК «Как родился город?»
1. «Город Калтан-прошлое и настоящее» Сентябрь
Просмотр видеоролика Дети педагоги Педагоги старшей и подг. групп
2 «Мой родной город Калтан» Сентябрь
Познавательные занятия Дети Педагоги старшей и подг. групп
3 «Коренные жители Калтана» Сентябрь
Познавательные занятия Дети Педагоги старшей и подг. групп
4 «О чем нам скажут улицы» Сентябрь
Экскурсии по городу Дети
Педагоги Педагоги Заместитель по ВМР
Заведующая
5 «Мотив знакомый с детства» Сентябрь
Разучивание стихов и песен о городе Калтан
Дети
Музыкальн. руководитель
6 «Узнай, где нахожусь»
«Карта нашего города» Сентябрь
Д/И по краеведению Дети
Педагоги старшей и подг. групп
7 «Город, в котором я живу»
(конкурсная основа)
Сентябрь
Творческие рассказы Дети Педагоги старшей и подг. групп
8 «Нет на свете города роднее…» Сентябрь
Тематический вечер Дети
Педагоги Сотрудники детской библиотеки
9 «Это нашей истории строки» Октябрь
Литературное путешествие Дети Педагоги Сотрудники детской библиотеки
10 «История города- каким был и каким стал Калтан»
Ноябрь
Фотовыставка Дети Педагоги Сотрудники выставочного зала «Музей»
11 «История и быт наших предков»
Ноябрь
Выставка Дети Педагоги Сотрудники выставочного зала «Музей»
12 «Предметы старины» Ноябрь
Тематическая выставка Дети Педагоги Сотрудники выставочного зала «Музей»
13 Фотоэкскурсия по городу
Декабрь
Оформление стенда Родители Дети Родители
14 «Любимый город» (конкурсная основа)
Декабрь
Конкурс детских рисунков Дети Родители Дети
15 Слово
творчество конкурсная основа Декабрь
Сочинительство частушек и стихов о городе Калтан Родители Дети Родители
16 «Мой двор» Декабрь
Выставка макетов Родители Дети Родители
БЛОК «Мама с папой на работе. А где это?»
1
«Предприятия родного города»
Декабрь
Познавательное занятие:
Дети
Педагоги
2 «Угадай профессию»
«Кому что нужно для работы?» Декабрь
Дидактические игры
Дети
Педагоги
3 «Все работы –хороши, выбирай на вкус» Декабрь
Театральное представление Дети Сотрудники детской библиотеки
4 Целевые экскурсии на предприятия города
Декабрь-январь Знакомство с предприятиями города Дети Педагоги
Заведующая
Заместитель по УВР
5 «Все профессии важны…» Декабрь
Беседа Дети Педагоги
6
«Шахтерский подвиг»
Январь
Выставка
Дети Сотрудники выставочного зала «Музей»
7 «Кем я хочу стать»
Январь
Выставка детских рисунков
Дети
Педагоги
8 «Чем пахнут ремесла?» Январь
Познавательные часы Дети Сотрудники детской библиотеки
9 «Предприятия города» Январь
Фотовыставка Дети Сотрудники выставочного зала «Музей»
10 «Мама с папой на работе» Январь
Оформление фотостенда Дети
Родители
Родители
11 «Польза и вред предприятий города» Январь
Викторина Дети Педагоги
12 Делу- время, потехе - час (конкурсная основа)
Январь Конкурс пословиц и поговорок Дети
Родители Родители
13 Встреча с интересными людьми Январь
представители разных профессий
Дети
Гости Педагоги
БЛОК «Где я люблю отдыхать!»
1
«Достоприме-
чательности города»
Февраль
Беседа –обзор
Дети
Педагоги
2
«Места отдыха в городе Калтан»
Февраль
Познавательное занятие
Дети
Педагоги
3
«Мы на отдыхе с семьей»
Март
Слайд –шоу презентация
Дети
Родители
Педагоги
Родители
4
«Парк культуры»
«Площадь торжеств» Март
Изготовление макетов
Дети
Педагоги
Педагоги
5
«Путешествие по городу» Март
Организация экскурсий по культурным местам и учреждениям города. Дети
Педагоги
Сотрудники выставочного зала «Музей»
6
«Праздник моей семьи»
(конкурсная основа) Март
Составление сценария семейного праздника
Дети
Родители
Родители
7
«Все это город мой, Земля моя родная.»
Апрель
Творческая выставка
Дети
Педагоги
Сотрудники детской библиотеки
8
«Угадай где это?» Апрель
Дидактическая игра Дети Педагоги
9
«Здоровый отдых»
Апрель
Поход на стадион Педагоги Заведующая
Заместитель
10 «Как я отдыхал на реке Кондома» Апрель
Оформление фотовыставки Дети
Родители Родители
11 «Посидим и отдохнем, а потом чайку нальем…»
Апрель
Вечер посиделок для мам и детей Дети
Родители Сотрудники детской библиотеки
12 «Поделись опытом семейного отдыха»
Апрель
Альбом эстафета Родители
Дети Родители
БЛОК «ВСЕ ЖИВОЕ РЯДОМ СО МНОЙ. ЭТО ИНТЕРЕСНО»
«Знай и люби родную природу»
Апрель
Экологический досуг
Дети
Педагоги
«Животный мир родного края»
Апрель
Выставка
Дети
Сотрудники выставочного зала «Музей»
«Там на неведомых дорожках»
Апрель
Вечер загадок о растениях, животных, птицах города.
Дети
Педагоги
«Что в лесу растет, кто в лесу живет»
Апрель
Познавательный часы
Сотрудники детской библиотеки
«Щедрые дары природы» Апрель
Выставка в экологическом уголке Дети
Педагоги Педагоги
«Защитим братьев наших меньших» Апрель
Экспонаты и фоторепродукции животных занесенных в «Красную книгу» Дети
Педагоги Сотрудники выставочного зала «Музей»
«Не поется птицам без небес» Апрель
Литературно-музыкальная композиция Сотрудники детской библиотеки
«Найди животных нашего края»
«Заселим реку Кондома»
«Грибная поляна» Апрель
Дидактические игры
Дети Педагоги
«Откуда взялась река Кондома» Апрель
Познавательное занятие Дети Педагоги
«Природа -наш дом» Апрель
Беседа-обзор о климатических условиях города Калтан Дети
Педагоги Сотрудники детской библиотеки
«Вдохновенье от природы»
Апрель
Выставка -
картины художников города Калтан :
Долгов Н. М.
Глуховских В. А. Дети
Педагоги Сотрудники выставочного зала «Музей»
«Юные экологи» Апрель
Составление кроссвордов о птицах, растения
(конкурсная основа). Дети
Родители Родители
«Природа родного края» Апрель
Оформление альбома Дети
Педагоги Педагоги
«Зеленый десант» Апрель
Совместные субботники по озеленению участков, благоустройство экологической тропы. Дети
Родители
Педагоги
Родители
Педагоги
«Гербарий растений» Апрель
Домашнее задание на лето Дети
Родители Родители
Подведение итогов
1 Выявление уровня сформированности знаний о г. Калтан Апрель
Обобщение и закрепление знаний
Диагностика Дети Педагоги
Заместитель по УВР
2
Апрель
Отбор и корректировка материала для детской энциклопедии патриотического содержания «Город глазами ребенка» Педагоги
Заместитель по УВР
3 этап презентационно - завершающий
1
Май
2023г
Презентация детской энциклопедии
патриотического содержания
«Город глазами ребенка» Педагоги
Заместитель по УВР
4 этап контрольно-рефлексивный
1
Май
2023г
Закрытие и оценка проекта, анализ выполнения проекта, подведение итогов.
Педагоги
Заместитель по УВР
8. Ожидаемые результаты и оценивание проекта
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня знаний детей о городе Калтан, его истории, достопримечательностях, культурном наследии, знакомство с его современной жизнью.
2. Повышение уровня активности родителей в совместных мероприятиях и делах МАДОУ.
3. Создание детской энциклопедии патриотического содержания «Город глазами ребенка»
Оценивание проекта
Критерии Показатели Индикаторы
(количество участников освоивших показатель) Механизм отслеживания результатов
Педагоги Уровень повышения профессионализма в воспитании нравственно-патриотических чувств
83% Диагностика
Материалы по опыту работы
Конспекты
Сценарии Видеоматериалы Фотографии
Родители
Уровень активности родителей в делах МАДОУ, осознанности патриотического воспитания.
40% Продукты совместного творчества детей и взрослых
Анкетирование
Опрос
Дети
Уровень патриотического сознания, усвоения знаний об истории города Калтан
Средний-
Выше среднего-
63%
37%
Анализ детской деятельности
Диагностика
Беседа
Опрос
Промежуточный контроль осуществляется по направлениям реализации проекта :
Критерии результативности патриотического воспитания детей отслеживают педагоги старшей и подготовительной групп, заместитель по УВР.
Уровень активности и заинтересованности родителей воспитанников выявляют педагоги.
Профессионализм педагогов в воспитании нравственно- патриотических чувств оценивает заместитель по УВР.
Итоговая форма контроля - представление детской энциклопедии патриотического содержания «Город глазами ребенка» в методический кабинет Управления образованием г. Калтан.
Список литературы
1. БуторинаТ. С., Овчинникова Н. П. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб. ,2004.
2. Гладкова Ю. А., Метод проектов в руководстве по нравственно- патриотическому воспитанию// Ребенок в детском саду 2008. № 2
3. Доможакова Т. И., Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста //Управление ДОУ 2006. № 8.
4. Троицкий В. Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования// Педагогика. 1998.№2.
5. Евдокимова Е. С. Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ// Управление ДОУ 2002. № 6.
6. Коротовских Л. Н. Методическое сопровождение краеведения в ДОУ// Управление ДОУ 2006. №8.
7. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью : Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М. ,1998.
8. Маханева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников// Управление ДОУ 2005. № 1.
9. Сакавичене О. В., Патриотическое воспитание дошкольников// Ребенок в детском саду 2006 .№ 2
10. Худра Т. А., Воспитываем любовь к родному городу// Воспитатель ДОУ 2010. № 7
11. Шалонина Н. В., Познаем родной город со своей семьей// Воспитатель ДОУ 2008. № 9